Проверь себя: трущ(о/е)ба,
чеч(о/е)тка, вооруж(о/е)н, старуш(о/е)нка, луч(о/е)м, холщ(о/е)вый,
толч(о/е)ный, ч(о/е)-порный, ш(о/е)пот, крыж(о/е)вник, ш(о/е)рох,
зажж(о/е)нный, пораж(о/е)н, изображ(о/е)н ный, ноч(о/е)вка, струч(о/е)к,
окруж(о/е)нный, разреш(о/е)нный, туш(о/е)н ка, душ(о/е)нка,
боч(о/е)нок, напряж(о/е)нка, лаж(о/е)вый, грош(о/е)вый, деш(о/е) вый,
стаж(о/е)р, массж(о/е)р, погруж(о/е)нный, береж(о/е)т, жж(о/е)т,
отч(о/е)тливый, пересеч(о/е)н, реш(о/е)тка, ж(о/е)лудь, ж(о/е)сткий,
отреш(о/е)нный, одеж(о/е)нка, отмеж(о/е)ван, увлеч(о/е)нный, ж(о/е)лтый,
каблуч(о/е)к, свеч(о/е)й, уж(о/е)м, лиш(о/е)нный, камыш(о/е)вый,
ш(о/е)лк, раздраж(о/е)н, переж(о/е)г.
В ШП в самом названии темы, рассматриваемой
в этой главе, заявлена лишняя позиция, которую договоримся сразу снять.
Тема называется так: «О/Ё после шипящих и Ц». Так вот насчет «Ц» и надо
договориться. Достаточно прочесть вслух примеры:
Понятно,
что так, как во второй колонке, слова можно написать только чтобы
пошутить. Первая колонка – варианты отсутствуют, трудности нет, позиция
легко.
Поэтому рассматриваем «о/е» только после шипящих (то есть «ж», «ш», «ч» и «щ»).
Делим все слова на две группы.
Это
крайне простой алгоритм. В нем применяется уже хорошо знакомый и
отработанный навык проверки «скажи иначе». Здесь она нам необходима для
того, чтобы сократить количество позиций и множество самых разных слов
привести в одну: в позицию «действия».
Лишний раз хочу напомнить, что делать
проверку «скажи иначе» надо так, как мы договорились еще в главе
«Слитность», – начиная ее словами: «это то, что…» или «это значит…» (а
не тупым подбором слов: «сушеный» – «сушить»). Отраженный – это тот, что
отразился. Я разлучен с другом – значит мы с ним расстались (или
разлучились). Я был поражен ее поступком – я сильно удивился или этот
поступок меня поразил и т. д. В «действиях» всегда и везде может быть
только одна позиция: только «Ё». Варианты отсутствуют. А вот в
«чистых» надо сделать одно простое действие: посмотреть, где трудность:
она может быть либо в корне, либо за ним! Хорошо, когда «за ним»: там
только «о»! Никаких проверок и правил не применять!
Если в корне – делать проверку по типу «шепот/шептать». Напомню: любая проверка, если она есть, приходит в голову сразу –
легко и без усилий Если ее надо искать – значит там проверки нет!
«Шелк/шелка», «желудь/желудей», «жесткий/жесть». А вот к «трущобе» и
«чопорный» никак ничего не подобрать – так потому что там проверки нет, шорох – там оро, его вообще не надо проверять, блоки не проверяют.
Разгрузим алгоритм от примеров (то был рабочий вариант) и еще раз на него посмотрим.
Делим все слова на две группы.
А теперь вопрос: еще раз посмотри на алгоритм. Здесь три позиции: 1) глаголы, 2) чистые в корне и 3) «за ним».
Какая из них не содержит ничего нового и давно известна всем чуть ли не с начальной школы?
Конечно, вторая («чистые в корне»), это
такая же «новость», как про «не» с глаголом. На эту позицию у учащихся
старших классов практически ошибок нет! К тому же здесь есть простая
проверка. Значит, позицию № 2 можно смело снять с контроля как позицию
«легко». Так мы и поступим. Это важно для того, чтобы все свое внимание сосредоточить на фланговых позициях:
№ 1 и 3! Именно здесь как раз и кроются все ошибки (до обучения по
программе «БП», разумеется). Причины все те же: из-за школьных правил.
Не буду их сейчас напоминать и оспаривать. У нас другая задача: 1)
сократить количество позиций до необходимого минимума и 2) не делать
ошибок при письме.
Ну, еще уметь делать верный выбор в решении
тестов ЕГЭ, но эта задача как раз-таки не требует никаких
дополнительных усилий и легко решается попутно.
Задача. Слова
из «Проверь себя» (в самом начале главы) просеять на колонки по
образцу, заодно – попутно – исправляя свои ошибки (прямо в книге).
Делать text-control.
Только после этого (но никак не раньше!) можешь сверить свои решения с ответом (в приложении).
В качестве «бонуса» к этому алгоритму прилагается регулярный блок «чет». Можешь подставлять к нему разные приставки и тогда его увидишь.
|