Цели урока:
– актуализация и закрепление знаний о частях речи и словообразовательной структуре слова;
– формирование обобщенных знаний и умений определять условия выбора букв о—ё(е) после шипящих;
– графическое описание частных и обобщенных правил и способов их применения.
Ход урока
Объяснение нового материала.
Основная цель – выведение обобщенного правила и построение образцов устного и письменного обоснования орфограмм.
Основное средство – модель «чистой» («слепой»)
таблицы, которая будет заполняться поэтапно в процессе эвристической
беседы. Модель таблицы вычерчивается на доске до начала урока. Первый этап – воспроизведение
знаний о частях речи и словообразовательной структуре слова, полученных
в начальной школе и в начале учебного года в 5 классе, с целью
актуализации опорных знаний, необходимых для усвоения нового материала.
Данный этап целесообразно начать с создания проблемной ситуации.
Вопрос для беседы:
– Одинаково или по-разному следует писать слова грош. выи и деш. выи? Докажите свою точку зрения.
Вероятно, дети скажут, что одинаково, потому что в обоих
словах буква стоит под ударением и после одной и той же шипящей. Но
могут у кого-то возникнуть и сомнения хотя бы потому, что задан такой
вопрос.
Какая бы точка зрения ни была высказана, необходимо
подвести детей к тому, что в данном случае не ударение является главным
условием выбора буквы. А что же именно? (Ведь слышатся они одинаково.)
– В чем же тут дело? Вы верно заметили – в обоих словах
интересующая нас буква находится под ударением, но только ли это
главное? Давайте попробуем разобрать эти слова по составу. Вспомним
вначале, что значит разобрать слово по составу и в каком порядке
выполняется такой разбор.
(Разобрать слово по составу – значит определить все
части слова; вначале выделяется окончание, затем основа, в которой
вычленяется корень, приставка, суффикс.)
Разбираются слова: грош. выи, деш. выи.
– Итак, структурный состав этих слов, как видите,
разный. В одном случае искомая буква находится в корне, в другом – в
суффиксе. Именно это и будет влиять на выбор написания. Каким образом,
мы узнаем позднее.
– А к какой части речи мы отнесем эти слова?
(К прилагательным, они обозначают признак предмета и отвечают на вопрос к а к о й?)
Приведите примеры других частей речи, в которых в ударном положении слышался бы такой же звук (флаж. к – существительное, хорош… – наречие, пош. л – глагол).
– Одинаковы ли здесь условия выбора написаний? (Проблема
поставлена, но учащиеся еще не могут дать точного ответа на этот
вопрос.)
Представление о структуре этой обобщенной темы дают две
таблицы (первая составлена в соответствии с расположением материала в
учебнике, вторая – после логической обработки материала).
– Чтобы ответить на этот сложный вопрос, рассмотрим вначале ряд примеров и зафиксируем кратко все правила в нашей таблице.
При этом учитель особо подчеркивает, что данная таблица
объединяет все случаи написания букв о—ё(е) после шипящих как в ударном,
так и в безударном положении. Она объединяет (условно) два блока
правил.
Первые сведения фиксируются соответственно по горизонтали и вертикали, и таблица приобретает следующий вид: – После глагола оставляем пустую ячейку, к этой части таблицы мы обратимся позже.
(Имеется в виду графа «Причастие».)
На первом уроке работа ведется с существительным,
прилагательным, наречием. Эти три части речи условно можно объединить в
один блок, где из 12 частных правил 11 правил совпадают. При этом
правила о правописании о—ё(е) в существительных и прилагательных
совпадают полностью. Неполное совпадение правил в наречиях объясняется
тем, что у них нет окончаний.
Это дает основание для обобщенного изучения материала.
Во второй блок входят правила, относящиеся к глаголу и
причастию. Здесь тоже наблюдается совпадение ряда правил и
закономерностей.
Структурная таблица дает четкое представление об этих особенностях орфографических правил.
Второй этап урока – формулирование правил.
Вначале работа идет на материале имени существительного, с тем чтобы на
основе использования приема переноса учащиеся самостоятельно
сформулировали основные правила первого блока – применительно к имени
прилагательному и наречию.
Работа со словами. Выясняются части слова, в которых
встречаются гласные после шипящих (они встречаются в суффиксах и
окончаниях): нож. м, врач. м, фла-ж. к, суч..к.
Затем записываются слова: ш. лк, ч. лка, ш. рох. Учащиеся выясняют, что в этих словах гласные после шипящих находятся в корнях слов.
– Как видим, в словах рассмотренных частей речи буквы о—ё(ё) встречаются
во всех морфемах. Наша задача – четко определить условия выбора этих
написаний. Давайте работать вместе. Посмотрите на слово нож. м? Как вы думаете, какую букву следует писать в этом слове?
(Видимо, о, потому что она стоит после твердой согласной ж.)
– Верно. А как надо писать слово врач..м. Какую букву пишем в окончании?
(Тоже о, потому что эта буква находится в той же части слова (в окончании) под ударением.)
– А слова флаж. к, суч. к? В какой части слова находится здесь буква после шипящих?
(В суффиксах, на которые падает ударение.)
– Как мы поступим в этом случае?
(Выясняется, что и в суффиксах, если гласные после шипящих находятся под ударением, надо писать о.)
– Какой мы уже можем сделать вывод?
(В суффиксах и окончаниях существительных под ударением пишется о.)
– Теперь попробуйте подобрать такие слова, где гласные после шипящих в суффиксах или окончаниях стоят в безударном положении (дач. м, горош. к).
– Какую букву будем писать в этих словах?
(В безударном положении в суффиксах и окончаниях существительных пишется ё.)
– А теперь обратите внимание на слова, в которых гласные после шипящих находятся под ударением в корне (ш. лк, ч. лка, ш. рох). Эти
случаи подчиняются особому правилу. Попробуйте изменить (или подобрать
однокоренные) слова так, чтобы буквы после шипящих оказались в
безударном положении (ш. лк – шелковистый, ч. лка – чёло, ш. рох – подобрать нельзя).
– Это слово является исключением из общего правила. Исключения мы запишем отдельно. Ну, а что же произошло с гласными в словах ш. лк, ч. лка? Какую особенность вы здесь заметили?
(Произошло чередование в корне: звук [о], обозначенный буквой о или ё (пока еще неизвестно), чередуется со звуком [иэ].)
– Действительно, такие корни имеют интересную
особенность, в них ударные гласные проверяются гласными в безударном
положении. Буква ё пишется, если можно подобрать однокоренное слово с
безударным гласным, обозначенным буквой е.
– Итак, мы с вами рассмотрели все правила на материале имени существительного. Теперь давайте сформулируем обобщающее правило.
В суффиксах и окончаниях имен существительных под
ударением после шипящих пишется о, без ударения – е; в корне – под
ударением пишется ё (без ударения – е). (Учитель называет слова-исключения: шорох, шов, капюшон, крыжовник, шофер, шоколад, жокей. Заполняются соответствующие графы таблицы.)
Далее учитель, опираясь на знания учащихся о
правописании гласных после шипящих в именах существительных, организует
работу по переносу этих знаний в другие условия – на изучение
аналогичных правил применительно к имени прилагательному и наречию.
Вначале анализируются слова болъш. м, чуж..й.
Вопросы:
– В какой части слова находятся гласные после шипящих?
(В окончании.)
– Определите место ударения и постарайтесь сделать вывод о правописании этих слов.
(Волъш…й – окончание под ударением, основа оканчивается на шипящий, значит, следует писать о. Чуж. й – окончание под ударением, после шипящего следует писать о.)
– А в суффиксе? Например, в словах еж. вый, парчовый, торц. вый?
(Тоже о.)
– Итак, давайте сформулируем общий вывод.
(В окончаниях и суффиксах прилагательных, как и у существительных, после шипящих под ударением пишется о.)
– А в безударном положении, в частности, в таких словах, как хорошего, лиц. вой, вещ. вой?
(В безударном положении в этих частях слова пишется е.)
– Теперь давайте обратимся к гласным в корнях слов.
Приведите примеры слов, где гласные после шипящих в корне стоят под
ударением (ш. лковый, ж. лтый).
– Какой способ проверки подойдет к ударным гласным после шипящих в корнях слов?
(Проверка безударными гласными. Например: шёлковый – шелковистый, жёлтый – желтетъ; здесь происходит чередование ё—е, значит, под ударением надо писать ё.)
– А в безударном? (е).
– Сформулируйте теперь полностью обобщенное правило для обеих частей речи – существительных и прилагательных.
(В корнях имен прилагательных, как и у существительных, после шипящих под ударением пишется ё, без ударения – е.)
Заполняются соответствующие графы структурной таблицы.
При переходе к наречию учитель создает проблемную ситуацию:
– А теперь обратите внимание на таблицу. В первом блоке
правил у нас осталось еще наречие. Можно ли предположить, что и здесь
будут полностью действовать все те же правила, которые мы с вами
рассмотрели?
(Выясняется, что оно будет распространяться лишь на правописание корня и суффикса, так как наречие окончаний не имеет.)
– Какой же вывод мы можем сделать из всего сказанного?
(Гласные после шипящих у существительных, прилагательных и наречий в целом подчиняются одному общему правилу правописания букв о—ё(е) под
ударением и без ударения. Это правило можно сформулировать так. В
корнях имен существительных, прилагательных и наречий после шипящих под
ударением пишется ё, без ударения – е. (Кроме
слов-исключений.) В окончаниях и суффиксах существительных и
прилагательных, а также в суффиксах наречий после шипящих под ударением
пишется о, без ударения – е (исключение: ещё).)
К концу урока таблица приобретает следующий вид: На этом завершается заполнение первого блока таблицы.
Третий этап урока – применение правил.
Задача данного этапа урока состоит в усвоении
алгоритмического хода рассуждения, который будет фиксироваться с помощью
графических средств.
Схему алгоритмического предписания и в этом случае мы не
даем, так как характер орфографического материала позволяет
зафиксировать графически все правила и использовать эти модели для
построения образцов рассуждения (устного и письменного). Таким образом,
последовательность действий в процессе мотивировки написаний усваивается
одновременно формулами правил, которые затем используются как база для
построения способов их применения. В сущности, графические средства уже
сами по себе обеспечивают практическое усвоение следующих умственных
действий, составляющих содержание алгоритмического предписания.
Вот как выглядели в нашем варианте образцы устного и письменного обоснования орфограмм:
1) Устно: ш…лк – существительное, гласная после шипящего в корне, под ударением, следовательно, пишем ё.
Графически: ш… лк – ё.
2) Устно: ш́…рох – существительное, гласная после шипящего находится в корне, под ударением, слово-исключение, следовательно, пишем о.
Графически: ш́…рох – исключение – о.
3) Устно: щ… ка́ – существительное, гласная в корне, без ударения, пишем е.
Графически: щ…ка́ – > е.
4) Устно: больш́.й– прилагательное, гласная в окончании, под ударением, пишем о.
Графически: больш́.й – о.
В этом фрагменте урока мы показали лишь этап ввода
обобщенных правил и способов их применения. В дальнейшем эта часть
материала закрепляется в соответствии с изложенной ранее системой
формирования обобщенных знаний.
Покажем далее, как строилась работа по изучению второго блока теоретического материала по данной теме. |