Тайны стилизации (сравнительный анализ повести А.С.Пушкина «Выстрел» и повести М.М.Зощенко «Талисман»).
Программно-методическое обеспечение: - программа литературного образования под. ред. А.Г.Кутузова; - учебник «В мире литературы. 8 класс: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений / Авт.- сост. А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева»
Цели урока: обучение сравнительному анализу произведений; выявление особенностей стиля писателей; расширение представления о творчестве М.М.Зощенко. Оборудование урока: 1) портреты писателей; 2) запись на доске (авторы, годы жизни, названия повестей, годы написания, эпиграфы к ним, вопросы для беседы); 3) иллюстрации к произведениям; 4) выставка книг.
Ход урока
1. Объявление темы и целей урока. Обращение к доске, к выставке книг. Вступительное слово учителя. 1830 год. А.С.Пушкин перед свадьбой находится в Болдине. Здесь он создает «Повести Белкина». Первая из них – «Выстрел». Эту повесть отличает продуманная композиция, блестящий слог, неповторимый стиль. С событиями нас знакомит изумительный рассказчик. Проходит век. М.М.Зощенко, писатель-юморист, надев маску рассказчика, выходца из самой темной обывательской среды, пишет «Шестую повесть Белкина», называет ее «Талисман» и объясняет причину создания этого произведения в предисловии. Беседа с учащимися. - Чем привлекла повесть А.С.Пушкина писателя М.М.Зощенко? (Краткость, четкость, изящная форма, замысловатый сюжет, необычный герой и т.п.) - Какое решение принял писатель? (Заняться стилизацией, создать произведение, подобное «Выстрелу».) - Дайте определение стиля. (Единство художественных особенностей, идей, тем, сюжетов, образов и т.п.) Работа с текстами. Класс поделен на две группы: пушкиноведы и зощенковеды. Беседа по вопросам, записанным на доске. Пушкиноведы и зощенковеды представляют произведения «Выстрел» и «Талисман», отвечают на вопросы, анализируют текст, сравнивают, делают выводы. Вопросы и задания. - Объясните смысл названия повестей. Что объединяет эти названия? (Символичность.) - Как вы понимаете смысл эпиграфов?
К повести А.С.Пушкина «Выстрел» Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел). А.Бестужев-Марлинский
К повести М.М.Зощенко «Талисман» Не титла славу нам сплетают, Не предков наших имена…
М.М.Херасков
- Прочитайте начало повестей. Отметьте особенности лексики и построения фраз. Что общего в композиции? (Лексика похожа, построение фраз одинаковое. Авторы показали однообразие жизни офицеров. Потом мы узнаем о герое, который выделяется из этой среды, так как его жизнь окружена тайной.) Пушкиноведы и зощенковеды рассказывают об особенностях композиции, анализируют лексику, синтаксические конструкции. Доказывают, что объединяет два произведения. - Проследите за развитием сюжета. (Поведение героев, отношение к ним окружающих; случай, который изменяет это отношение; раскрытие тайны поведения героев.) Мастерство авторов в развитии сюжета налицо. - Какой композиционный прием использовали авторы, чтобы заинтересовать читателя и ярче показать героев? (Рассказ в рассказе.) - Кратко изложите суть рассказов в рассказе, отметьте их особенности, оцените мастерство авторов.
Это индивидуальные задания, рассказ истории должен быть ярким.
Звучит «Рассказ графа о встрече с Сильвио» из повести «Выстрел». Звучит «Рассказ поручика Б.» из повести «Талисман».
- Какую цель преследовали авторы, используя этот композиционный прием? (Раскрыть причину поведения героев, усилить впечатление на слушателей и читателей.) - Сделайте вывод, в чем наблюдается прием стилизации? (В обеих повестях - отшлифованная речь, богатый лексикон, похожий синтаксис, аналогичные сюжеты, присутствие интриги, необычность героев…) - Анализ финалов Цель Сильвио достигнута, его обидчик наказан, совесть главного героя спокойна. Он снова на войне. Можно предположить, что Сильвио умирает, выполнив свою задачу в мирной жизни. Герой добился поставленной цели, повесть заканчивается на оптимистической ноте.
5. Обобщение. Оценка работы двух групп учащихся. 1. Как пушкиноведам и зощенковедам удалось проникнуть в тайны стилизации. Чему всем писателям надо учиться у великого Пушкина.
Домашнее задание. Письменный ответ «Сравнительная характеристика героев повестей».