Понедельник, 20.05.2024, 12:33


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Тайны стилизации (сравнительный анализ повести А.С.Пушкина «Выстрел» и повести М.М.Зощенко «Талисман»).
Программно-методическое обеспечение:
- программа литературного образования под. ред. А.Г.Кутузова;
- учебник «В мире литературы. 8 класс: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений / Авт.- сост. А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева»

Цели урока:
обучение сравнительному анализу произведений;
выявление особенностей стиля писателей;
расширение представления о творчестве М.М.Зощенко.
Оборудование урока:
1) портреты писателей;
2) запись  на доске (авторы, годы жизни, названия повестей, годы написания, эпиграфы к ним, вопросы для беседы);
3) иллюстрации к произведениям;
4) выставка книг.
Ход урока

1. Объявление темы и целей урока.
Обращение к доске, к выставке книг.
Вступительное слово учителя.
1830 год. А.С.Пушкин перед свадьбой находится в Болдине. Здесь он создает «Повести Белкина». Первая из них – «Выстрел». Эту повесть отличает продуманная композиция, блестящий слог, неповторимый стиль.
С событиями нас знакомит изумительный рассказчик.
Проходит век. М.М.Зощенко, писатель-юморист, надев маску рассказчика, выходца из самой темной обывательской среды, пишет «Шестую повесть Белкина», называет ее «Талисман» и объясняет причину создания этого произведения в предисловии.
Беседа с учащимися.
- Чем привлекла повесть А.С.Пушкина писателя М.М.Зощенко? (Краткость, четкость, изящная форма, замысловатый сюжет, необычный герой и т.п.)
- Какое решение принял писатель?
(Заняться стилизацией, создать произведение, подобное «Выстрелу».)
- Дайте определение стиля.
 (Единство художественных особенностей, идей, тем, сюжетов, образов и т.п.)
Работа с текстами.
Класс поделен на две группы: пушкиноведы и зощенковеды.
  Беседа по вопросам, записанным на доске.
Пушкиноведы и зощенковеды представляют произведения «Выстрел» и «Талисман», отвечают на вопросы, анализируют текст, сравнивают, делают выводы.
Вопросы и задания.
- Объясните смысл названия повестей. Что объединяет эти названия? (Символичность.)
- Как вы понимаете смысл эпиграфов?

К повести А.С.Пушкина «Выстрел»
Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел).
 А.Бестужев-Марлинский
 
К повести М.М.Зощенко «Талисман»
Не титла славу нам сплетают,
Не предков наших имена…

    М.М.Херасков

- Прочитайте начало повестей. Отметьте особенности лексики и построения фраз. Что общего в композиции?
(Лексика похожа, построение фраз одинаковое. Авторы показали однообразие жизни офицеров. Потом мы узнаем о герое, который выделяется из этой среды, так как его жизнь окружена тайной.)
Пушкиноведы и зощенковеды рассказывают об особенностях композиции, анализируют лексику, синтаксические конструкции. Доказывают, что объединяет два произведения.
- Проследите за развитием сюжета.
(Поведение героев, отношение к ним окружающих;
 случай, который изменяет  это отношение;
раскрытие тайны поведения героев.)
 Мастерство авторов в развитии сюжета налицо.
- Какой композиционный прием использовали авторы, чтобы заинтересовать читателя и ярче показать героев?
(Рассказ в рассказе.)
- Кратко изложите суть рассказов в рассказе, отметьте их особенности, оцените мастерство авторов.

Это индивидуальные задания, рассказ  истории должен быть ярким.

Звучит «Рассказ графа о встрече с Сильвио» из  повести «Выстрел».
    Звучит «Рассказ поручика Б.»     из повести «Талисман».


- Какую цель преследовали авторы, используя этот композиционный прием?
(Раскрыть причину поведения героев, усилить впечатление на слушателей и читателей.)
- Сделайте вывод, в чем наблюдается прием стилизации?
 (В обеих повестях -  отшлифованная речь, богатый лексикон, похожий синтаксис, аналогичные  сюжеты,  присутствие интриги, необычность героев…)
- Анализ финалов
Цель Сильвио достигнута, его обидчик наказан, совесть главного героя     спокойна.  Он снова на войне. Можно предположить, что Сильвио умирает, выполнив свою задачу в мирной жизни.
    Герой добился поставленной цели, повесть заканчивается на оптимистической ноте.


 5. Обобщение. Оценка работы двух групп учащихся.
1. Как пушкиноведам и зощенковедам удалось проникнуть в тайны стилизации.
Чему всем писателям надо учиться у великого Пушкина.

Домашнее задание.
Письменный ответ «Сравнительная характеристика героев повестей».
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (18.01.2012)
Просмотров: 2590 | Теги: открытый урок, скачать, конспект урока, презентация powerpoint, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0