Тип урока: урок формирования новых
знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Цели и задачи урока:
- образовательная - научить чтению и
анализу художественного произведения;
активизировать познавательную активность;
донести идею литературного произведения через
введение в мир графики; расширение кругозора;
- развивающая - развивать внимание к
образным средствам языка и графики, умение
анализировать, сопоставлять, сравнивать,
выделять главное; приводить примеры; развивать
творческое мышление, эстетические способности,
воображение, формировать коммуникативные
навыки;
- воспитательная - воспитывать
художественную культуру, любовь к литературе и
изобразительному искусству; создавать
предпосылки для самообразования.
Форма организации урока: индивидуально-групповая,
диалог с преподавателями.
Технические средства обучения: мультимедийное
оборудование, экран.
Структура урока |
Содержание урока |
Способ взаимодействия |
Методы и приёмы |
I Выход на проблему |
Организация проблемной ситуации. |
Диалог с преподавателями. |
Вопросы открытого характера. |
II. Постановка проблемы |
Обмен пониманием поставленной
проблемой. |
Диалог с преподавателями, работа в
группах. |
Установление взаимосвязей, сравнение. |
III. Решение проблемы |
1.Самостоятельный поиск. 2. Обсуждение
итогов. |
Диалог с преподавателями. Работа в
группе. |
Исследование. Анализ художественного
текста и графического изображения. Выделение
главного, сравнение, установление взаимосвязей.
Доказательство. |
IV. Рефлексия |
Оценка своего понимания решения
проблемы. |
Индивидуальные ответы учащихся. |
|
Материалы к уроку
Гравюра - это стихотворение,
отраженное в зеркале.
Луис Ортега
Различные виды искусства родственны и связаны
между собой. Развиваясь, они оказывают огромное
влияние друг на друга и, переплетаясь, образуют
новое качество. Наиболее близки между собой
литература и изобразительное искусство. В книге,
особенно детской, всегда имеется полноправный
соавтор писателя - художник. Поначалу свойства
книги проявляются для ребенка через соединение
текстов и рисунков в книжках-картинках. Малыша не
увлекает сплошной буквенный текст без картинок.
Но как только ребенок перейдет порог сложности в
восприятии целого текста, рисунок начинает
играть лишь вспомогательную роль, так как его
возможности исчерпываются односторонним
восприятием. Художник-иллюстратор переводит
словесные образы в зримые, которые поясняют
литературный текст, сюжет произведения, помогают
представить протекающее действие, облик
действующих лиц.
Произведения изобразительного искусства
находят широкое применение на уроках литературы.
В учебниках и других изданиях "Маленькие
трагедии" А.С.Пушкина иллюстрированы гравюрами
В.А.Фаворского, народного художника СССР.
Несмотря на то, что гравюра и стихотворение
относятся к разным видам искусства (одно
пространственное, другое временное), между ними
существует сходство в использовании
художественных средств. Известный
поэт-символист и художник-гравер Л.Ортега писал:
":В глубине творения гравюра и стихотворения
неразделимы, только форма отделяет их при
рождении". Гравюра хорошо увязывается зрительно
с текстом, шрифтом ввиду их родственности, общих
истоков печатания с вырезных форм.
Как поэтическая речь является особым видом
художественной речи, подчиняющимся законам
стихосложения и ограниченным определенными
требованиями, так и гравюра, будучи ограниченной
в средствах выражения, должна с большей силой
использовать имеющиеся возможности, а именно:
лаконизм, динамику, ритм, контраст,
метафоричность, эмоциональность.
"Маленькие трагедии"
А.С.Пушкина |
Гравюры В.А.Фаворского |
1. Лаконизм |
Автор исключительно скупыми
драматическими средствами создал очень широкую,
пластически осязаемую картину жизни страны,
времени и, наконец, эпохи. Первая из маленьких
трагедий "Скупой рыцарь" содержит всего 380
стихов, в ней 5 действующих лиц и всего три сцены
вместо традиционного грандиозного произведения,
обычно в пяти актах, с большим количеством
героев. Но перед нами встает точная и
выразительная картина Франции времен позднего
средневековья. |
Башня средневекового замка. Разговор
рыцаря и оруженосца. Альбер загнан в угол.
Художник точно выразил эту ситуацию, выбрав
горизонтальный формат иллюстрации, словно
зажимающий Альбера, не дающий ему распрямиться, и
тремя деталями подчеркнув главное противоречие:
в центре композиции - пробитый шлем на полу
(символ бедности), на стене - лавровый венок
(символ победы, славы) и рядом на окне - кувшин с
вином (символ пира, веселья). Так композиционно
скупыми, лаконичными средствами Фаворский
показал наметившийся конфликт между Альбертом,
ждущим радостей жизни, и отцом-бароном,
препятствующим ему своей скупостью. < Рисунок
1> |
Рисунок 1 |
2. Динамика, движение |
Поэт воспроизводит саму жизнь как
движение с помощью ритма и системы повторов.
Динамика в "Пире во время чумы" передается
автором через систему перечней, повторов,
чередование мужских и женских рифм (песнь
Вальсингама):
Есть |
упоение |
|
в |
|
|
|
бою, |
|
|
И |
|
бездны |
мрачной |
на |
краю, |
|
|
И |
в |
|
разъяренном |
|
океане, |
|
|
|
|
Средь |
грозных |
|
волн |
|
|
И |
|
|
бурной |
|
тьмы, |
|
|
И |
в |
|
аравийском |
|
урагане, |
|
|
И |
в |
дуновении |
|
|
Чумы. |
В этом отрывке, содержащем пятикратный
повтор "и", четырехкратный повтор "в" и
перечень "страшных" эпитетов-метафор
("мрачной", "разъяренном", "грозных",
"бурной", "аравийском"), все подвижно, живо,
бурно. Чередование мужских (с коротким звучанием)
и женских (с протяжным звучанием) рифм (краю -
океане - тьмы - урагане - Чумы) создает ощущение
вращения, как в ураганном смерче. |
Действующие лица показаны в живом
движении. Фаворский использует специфические
художественные средства· для показа динамики
этой сцены: а) композиционный центр (фигура
Председателя) смещен в левую часть иллюстрации:
взгляд читателя обращен прежде всего к этой
фигуре, затем следует вправо, аналогично тому,
как мы читаем текст слева направо, такое
направление взгляда создает иллюзию движения и
ускоряет eгo;
б) герои показаны не статично, а в действии,
соответствующем их внутреннему состоянию:
Вальсингам поет "гимн", его вдохновение
показано жестами рук; сосредоточенна Мери,
понимающая трагизм бедствия; с вызовом
откинулась на спинку стула Луиза;
в) диагональные линии в изображении тента,
линии тротуара, уходящие в глубь картины,
свободное пространство перед фигурой идущего
священника усиливают иллюзию движения.
< Рисунок 2> |
Рисунок 2 |
3. Ритм |
Сцена III (у памятника Командору) в драме
"Каменный гость". У Пушкина эта сцена написана
пятистопным ямбом, напевным, строгим, звучным.
Здесь часто встречаются пиррихии - стопы с двумя
безударными слогами. Однако пиррихии (строки 2, 3,
5, 6, 7, 9) не изменяют ритмического строя стихов, а
придают им звуковое разнообразие и подвижность,
усиливают их выразительность.
Ритмическую роль, помимо чередования стоп,
играют также паузы в строке и в конце eё. Кроме
того, свой ритм создают и такие
ритмико-синтаксические фигуры, как параллелизмы,
анафоры, перечни. |
Как в стихотворении, ритм слогов
подчеркивает движение речи, так и в гравюре ритм
пятен подчеркивает движение персонажей.
Например, темные силуэты кустов вокруг Доны Анны
выделяют ее контур, обведенный белым. Кусты за
спиной Дона Гуана почти параллельны его рукам, а
кусты вокруг фигуры плакальщицы подчеркивают
силуэт его головы. Одинаковые начала и окончания
ярусов композиции соответствуют одинаковым
началам и окончаниям некоторых строк
стихотворения, т.е. системе параллелизмов.
Расположение рук героя повторяется нижними
границами кустов, статуя плакальщицы повторяет
контур колпака Дона Гуана, колонна параллельна
его голове. < Рисунок 3> |
Рисунок 3 |
4. Контраст |
Контрастна система персонажей: Моцарт-
- Сальери, Дон Гуан - Командор, Барон - его сын
Альбер, священник- Вальсингам. Резко контрастны
сцены, эпизоды; детали, реплики. Пушкин
использует здесь и такой мощный прием, как
контаминация - зеркальная композиция, когда
объединяется повтор и противопоставление,
начальные и конечные образы повторяются с
точностью до наоборот. Так, в "Каменном
госте" первая и третья, вторая и четвертая
сцены соответственно зеркально отражены друг в
друге. |
Прием контраста, также использованный в
гравюре, особенно сильно подчеркивает
напряжение, драматизм происходящего. И гравюры
Фаворского, использующие только черные и белые
цвета, как нельзя лучше подходят в качестве
иллюстраций к "Маленьким трагедиям". В.А.Фаворский
часто использует в изображении контурный свет,
который передает в рисунке движение и
напряжение, образует яркую обводку контуров
фигур и создает очень резкие контрасты. Так,
например, построена система контрастов в
иллюстрации к "Скупому рыцарю" - сцене в
подвале. На фоне яркого пламени свечей, озаряющих
своды подвала, рельефно, выпукло выделяется
черная фигура Барона, распростершего руки над
своими сокровищами. Свечи горят ярко, хотя вокруг
них только белое и расходящиеся во все стороны
штрихи-лучи. Это белое совсем иное, чем
безразличная белизна на полях книги: белые свечи
словно пылают настоящим обжигающим пламенем. Все
внимание читателя направлено в глубину подвала,
к этим пылающим свечам и блеску золота.
Возвеличение золота Скупым рыцарем звучит
чрезвычайно сильно и страстно. Яркий контурный
свет (обводка белым силуэта Барона),
ослепительное пламя свечей, отблески золота на
открытых крышках сундуков резко контрастируют с
черной фигурой Барона и мрачными сводами подвалa.
Создается четкий ритм контрастирующих
элементов, усиливающий напряженность и
эмоциональную окрашенность восприятия этой
сцены. < Рисунок 4> |
|
5. Метафоризм |
А.С.Пушкин в "Маленьких трагедиях"
использовал немного метафор, но все они очень
емкие и глубокие. Метафоричны у него чаще эпитеты
и глаголы, как, например, "слезы сладкие",
"любовь горящая", "глухая слава",
"бескрылое желанье", "надменная
высота", "звуки умертвил", "вкусил
восторг", "жарко верил", "шуткой
угостил" и др. ("Моцарт и Сальери"). В
"Пире во время чумы" Пушкин в песне
Вальсингама употребил такие метафоры, как
"косматые дружины' Зимы, "зимний жар
пиров", "утопим весело умы", "бездна
мрачная", "разъяренный океан", "грозные
волны", "бурная тьма" и др. |
В.А.Фаворский утверждал: "Всякое
искусство метафорично". Иллюстрируя
"Маленькие трагедии", он использовал
своеобразные метафоры-символы. Например, на
форзаце книги им изображены сгущающиеся тучи,
сверкающие молнии, разлетающиеся по разным
направлениям, цветы, лавровые венки - символы
славы, ветки кипариса - символы смерти. Так
художник выразил свою мысль: "Маленькие
трагедии - это кубок, наполненный страстями,
необузданными желаниями". < Рисунок 5> |
| |