Для развития творческого воображения
учащихся не надо никаких дополнительных уроков.
Различные творческие задания скрасят любой
скучный урок.
Например, при повторении темы «Обращение»
использую такой прием. От каждого ряда выходят к
столу по одному ученику. Вызванный должен
расставить знаки препинания и завершить начатое
предложение:
– Ах(,) мадам(,) я так мечтал увидеть
вас, но в последний момент...
– Сударь(,) я давно собирался сообщить вам одну
очень важную новость. Дело в том, что...
– Сударыня(,) еще вчера я готов был предложить вам
руку и сердце, но сегодня я узнал...
Иногда в конце урока начинаем писать
небольшое изложение, а закончить его предлагаю
дома. Например:
Вскоре все бойцы уснули, прижавшись
друг к другу. Костицын один нес караул. Вдруг
странный царапающий звук привлек его внимание.
Он доносился откуда-то издали и в то же время был
совсем близко.
Старуха, бесшумно ступая босыми ногами, прошла в
сени. Начало светать. «Что это? – спросил
Костицын, – словно молоточек где-то стучит,
слышите, бабушка?» Старуха негромко ответила:
«Нашли время, это цыплята вылупляются». Костицын
посмотрел на спящих бойцов и вдруг почувствовал
нежность к этим людям...
Или:
Старик играл последней вещью «Зимнюю
дорогу» Шуберта и уже собирался уходить. Но вдруг
из середины ветра и снега появился знакомый
воробей. Он сел на снег, походил вокруг футляра, а
потом перелетел вовнутрь него. Потом воробей
начал клевать хлеб, почти зарывшись в его теплую
мякоть. Он ел долго, метель почти полностью
засыпала снегом футляр. А старик ждал, когда
воробей освободит футляр. На другой день воробей
опять прилетел и сразу же опустился в футляр,
стал клевать готовый хлеб. Старик глядел на него,
играл на скрипке и чувствовал добро в своем
сердце. Наевшись, воробей высоко взлетел из
футляра и пробормотал в воздухе небольшую
песню...
Накануне новогодних праздников, когда
и ребята устали, и внимание на уроках уже не то, в
качестве пятиминутной разрядки и как подготовку
к домашнему сочинению-миниатюре, которое будет
называться «Неожиданный подарок», предлагаю
такую игру.
Вообразите, что вы – телеведущий
популярной детской передачи. Вам пишут ребята из
разных уголков нашей страны, у вас спрашивают:
«Дед Мороз – это Снегурочкин дедушка. А кто ее
мама и папа?», «Что нужно сделать, чтобы Дед Мороз
подарил девочке настоящего щенка?» – и т.п. После
такого необычайного вступления ребята пишут
сочинения тоже необычайные, оригинальные.
Еще один эпизод из школьной жизни. Один
из последних уроков русского языка перед Новым
годом. Учитель: «Вижу – вижу, вы уже у новогодней
елки. Давайте представим последние минуты
уходящего года. Вот-вот пробьют часы двенадцать,
и Новый год вступит в свои права. Все ждут
выступления президента, сейчас он обратится к
народу с самыми важными и нужными пожеланиями.
Представьте себе, что президент – это вы. И это на
вас сейчас с ожиданием и надеждой глядит вся
страна. Что вы скажете своему народу, что
пожелаете?». Ребята сразу оживились и принялись
за работу. Тут же на уроке учитель, пройдя по
рядам, выделяет удачные тексты. Затем авторы
отобранных текстов занимают место за столом и
произносят текст новогоднего поздравления.
Ребята оценивают выступление: что понравилось в
поздравлении-обращении, оцениваются и актерские
данные «президента».
Ребята на уроке учились оформлять
деловые бумаги, в частности, писать заявление.
Они получили такое домашнее задание: написать
заявление на имя какого-нибудь сказочного или
книжного героя.
Мальчик обратился в Черномору из пушкинской
сказки с просьбой принять его в богатырскую
дружину, обещал при этом не щадить живота своего,
охраняя родную землю от всякой нечисти.
Кроме уроков, я веду в школе кружок
«Сочиняем сами», где ребята пробуют свои силы в
прозе и в стихах. Очень часто стихи ребят
являются откликом на то, что они слышали на уроке.
В 11-м классе изучали роман В.Гроссмана «Жизнь и
судьба», где шел разговор о геноциде еврейского
народа. Ребята сидели с широко открытыми глазами.
На другой день Шудегова Светлана принесла
стихотворение:
Птицы умолкли, природа притихла,
Когда в 41-м году, в сентябре,
Враги, проскакав по Крещатику лихо,
Пригнали к оврагу сто тысяч людей.
Испуг на их лицах сменился на ужас,
И, крепко прижав к себе малых детей,
Евреи стояли, зная, что пуля –
Расплата за то, что ты просто еврей.
Свидетели были две тонкие осины,
Овраг в тридцать метров и старенький клен,
Как стоны округу всю вдруг огласили,
Вливаясь в единый бессилия стон.
Люблю давать сочинения о природе:
1) Зима в лесу.
2) Весенний денек; или Самое майское..., зимнее...,
осеннее...
Выходим с детьми на улицу минут на 5–10,
и ребята отыскивают это самое... Вот потом что
получается.
Самое осеннее – это, по моему мнению,
листья... Когда у меня плохое настроение, самое
лучшее лекарство для меня – это природа. Я выхожу
на улицу, смотрю на разноцветные листья, и мне
становится радостно, и в душе моей вспыхивает
чувство и любовь не только к природе, но и к
людям... (Снегирева Марина)
Самое осеннее – это туман, мелкий моросящий
дождь. Кого-то он угнетает, а у меня в душе
поднимаются большие чувства, и хочется делать
только добрые дела... (Усов Саша)
Наташа Богданова написала стихи:
Самое осеннее – желтая листва.
Красивая, узорная осенью она.
Смотришь, как желтеет эта красота,
И бывает грустно на душе тогда.
Друг за другом листья по ветру летят,
Кажется, всю землю ковром покрыть хотят.
Желтый листик в крапинку тихонько упадет.
И тогда к нам осень царствовать придет. |