Человек – это Храм, сердце – Алтарь!
"Зорко одно лишь сердце”, – эти слова Экзюпери стали для меня чем-то
вроде заповеди, определяющей смысл всей моей педагогической деятельности.
Главное открывается сердцу, так как путь освоения духовных ценностей лежит через
переживания, эмоциональный опыт.
Свято верю в то, что в образовании надо культивировать нравственность строить
педагогический процесс так, чтобы он стимулировал стремление человека жить
по-человечески.
Мне очень дороги слова Януша Корчака, и я обязательно говорю их своим
ученикам:
Не даем Родину, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума.
"Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе.
Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий
труд, и каждый должен взять его на себя.
Но мы даем стремление к жизни по правде и справедливости.
И, может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине, любви”.
В этих мудрых словах выражена наивысшая цель ежедневной встречи с детьми.
Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и
Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве
находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков,
объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое
событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь
ребенка. Вот почему важно почаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не
пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или
увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему почаще
надо обращаться к ребенку, чтобы проверить не разучились ли мы быть по-детски
искренними, веселыми, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому
Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо
остро. Ведь мы имеем сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А
"Книга”, – по словам А Герцена,– это духовное завещание одного поколения
другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый
часовым, отправляющемуся на отдых человеку, заступающему на его место”.
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания
юных сердец. Уже в 5-м классе при знакомстве с произведениями устного народного
творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости,
мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие,
трусость себялюбие, лень, праздность. Уроки литературы тем выигрышны, что они
побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о
сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных
идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.
Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова при
знакомстве с его рассказом "Юшка”: "Любовь одного человека может вызвать к
жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию.
Это чудо мне известно…” Ребята бурно высказывают свое мнение о том,
как Юшке удалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру,
спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.
Завораживает ребят верность в любви в трагедии У.Шекспира "Ромео и
Джульетта”, призывает быть милосердным повесть В.Железникова "Чучело” и др.
Также на уроках русского языка полезно использовать ряд текстов, несущих
информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни.
Особое место среди всех источников занимает Новый Завет. Итак, анализируем с
подростками сущность такого явления, как "ЛЮБОВЬ”.
Предлагается работа с карточками.
Задание. (Прочитать текст, подчеркнуть слова, которые относятся к слову
"любовь”.)
"Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не
превозносится, не гордится.
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется
неправде, а сорадуется истине.
Все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит.
Любовь никогда не уходит”.
Другой вариант работы по определению понятий.
1. Написать на доске слово "ЛЮБОВЬ” и попросить у детей дать по одному
определению этого слова, т.е. подобрать имена прилагательные (нежная, светлая,
волшебная…)
2. Назвать по одному имени существительному, которое связано с этим понятием
(мама, природа, свет…)
3. Назвать по одному глаголу, ответив на вопрос: "Каково действие любви?”
(Заботится, окрыляет, приносит счастье…)
Затем все задания обсуждаются, анализируются и выносится общее определение
слову "любовь”.
При прохождении тем "Синонимы”, "Антонимы” подходит прием , позволяющий
раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с
другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать
эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например,
сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь,
нежность , сердечность сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд,
обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение
совести и т.д.
Значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит
запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценивать. Как бы хороши ни
были коллективные, совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности,
основным условием нравственного развития личности является погружение человека в
свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение
духовно-нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний. В
большей степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание,
ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он
поверяет свои мысли и чувства.
К такому заданию можно относит незаконченное предложение, чтобы обучающийся
попробовал проецировать на поведение другого человека свой собственный способ
действия, мысли, чувства, возникающие в подобной ситуации. Например, продолжите
предложения:
– В классе был мальчик, которого почему – то не любили, мне…
– Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я…
Написание письма самому себе, какому-либо персонажу, герою или автору
любимого произведения, значимому для человека создает ситуацию самораскрытия,
внутреннего очищения, которая ведет к изменению сознания человека.
Выдержки из сочинений обучающихся 10 класса.
"Довольно долго говорилось людям: боритесь, повышайте, добивайтесь. И слишком мало: любите друг друга, будьте великодушнее, жалейте друг друга,
сострадайте друг другу…” (Сатаева А.)
"Если мы хотим в будущем пожинать доброту, то давайте разбудим друг в друге
те чувства, которые делают человеческое сердце умным и добрым, чутким и
отзывчивым, приобщимся ко всему прекрасному, что есть на Земле, поможем увидеть
и понять эту красоту, научимся смотреть вокруг себя добрыми человеческими
глазами, жить с чистой душой.” (Макарова Г.)
"Настоящая доброта не горда и не кичлива, она смиренна и кротка, она не
слишком рассуждает, не исчисляет прибытков и убытков, не мелочится, она исходит
не от рассудка, а от души и сердца, она есть порождение любви” (Митенев А.)
"Я верю, что в жизни есть место Прекрасному, в жизни есть место Доброте и
Пониманию, только надо уметь слышать Неслышимое, видеть Невидимое, да, наверное,
надо просто оставаться Человеком” (Ивашин А.)
Специфика нашей работы такова , что мы сеем зерна разума и доброты, а
прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают
совсем.
Но если после наших уроков обучающиеся станут хоть немного чище, добрее душой
друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность,
порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать
свою задачу выполнимой. |