Действие рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»
происходит в середине 50-х годов XX века. Изложенные в нем события показаны
глазами рассказчика, человека необычного, мечтающего затеряться в самой нутряной
России, в то время как основная масса населения хочет перебраться в большие города.
Позже читатель поймет причины, по которым герой стремится в глубинку: он сидел
в тюрьме и хочет спокойной жизни.
Герой едет учительствовать в небольшое местечко «Торф-
продукт», из которого, как иронично замечает автор, было трудно уехать. Ни
однообразные бараки, ни ветхие пятиэтажки не привлекают главного героя.
Наконец, он находит себе жилье в деревне «Тальново». Так читатель знакомится с
главной героиней произведения — одинокой больной женщиной Матреной. Живет она
в темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое нельзя было ничего разглядеть,
и двумя яркими плакатами о книжной торговле и урожае. Контраст этих деталей
интерьера очевиден. В нем предугадывается одна из ключевых проблем, поднятых в
произведении,— конфликт между показной бравадой официальной хроники событий и
реальной жизнью обычных русских людей. В рассказе звучит глубокое понимание
этого трагического несоответствия.
Другим, не менее ярким противоречием в рассказе выступает
контраст между предельной нищетой крестьянского быта, среди которого проходит
жизнь Матрены, и богатства ее глубокого внутреннего мира. Женщина всю жизнь
проработала в колхозе, а теперь не получает даже пенсии ни за свой труд, ни по
утере кормильца. И добиться этой пенсии из-за бюрократизма практически
невозможно. Несмотря на это, она не утратила жалости, человечности, любви к
природе: выращивает фикусы, подобрала колченогую кошку. Автор подчеркивает в
своей героине смиренное, беззлобное отношение к жизни. Она никого не обвиняет в
своем бедственном положении, ничего не требует.
Солженицын постоянно подчеркивает, что жизнь Матрены
могла сложиться по-другому, ведь дом ее был построен для большой семьи: на
табуретках вместо фикусов могли бы сидеть дети и внуки. Через описание жизни
Матрены мы узнаем о нелегком быте крестьянства. Из продуктов в деревне одна
картошка да ячневая крупа. В магазине продают только маргарин да
комбинированный жир. Лишь раз в году для пастуха покупает Матрена в сельпо
местные «деликатесы», которые сама не ест: рыбные консервы, сахар да масло. А
уж когда справила она пальто из ношеной железнодорожной шинели да пенсию начала
получать, соседи ей стали даже завидовать. Эта деталь не только свидетельствует
о нищенском положении всех жителей поселка, но и приоткрывает свет на неприглядные
отношения между людьми.
Парадоксально, но в поселке с названием «Торфопродукт» у
людей не хватает на зиму даже торфа. Торф, которого вокруг уйма, продавался
только начальству да по одной машине — учителям, врачам, рабочим завода. Когда
герой рассказывает об этом, у него щемит сердце: страшно подумать, до какой
степени забитости и униженности можно довести в России простого человека. По
такой же бестолковости хозяйственной жизни не может Матрена завести корову.
Травы круг ом — море, а косить ее без разрешения нельзя. Вот и приходится
старой больной женщине выискивать траву для козы по островкам среди болота. А
уж для коровы сена взять негде.
А.И. Солженицын последовательно показывает, с какими
трудностями сопряжена жизнь обыкновенной работящей женщины-крестьянки. Если и
попытается она поправить свое бедственное положение, всюду оказываются препоны
и запреты.
В то же время в образе Матрены А.И. Солженицын воплотил
лучшие черты русской женщины. Рассказчик часто любуется ее доброй улыбкой,
замечает, что лекарством от всех бед для героини была работа, в которую она с
легкостью включалась: то копала картошку, то отправлялась по ягоды в дальний
лес. Не сразу, только во второй части рассказа, узнаем мы о прошлой жизни
Матрены: было у нее шестеро детей. Одиннадцать лет ждала она с войны
пропавшего без вести мужа, который и верен ей, как выяснилось, не был.
В рассказе А.И. Солженицына то и дело звучит резкая
критика местных властей: на носу зима, а председатель колхоза говорит о чем
угодно, кроме топлива. Секретаря сельсовета вообще на месте не сыщешь, а уж
если и получишь какую-нибудь бумажку, то ее потом придется переделывать, так
как работают все эти люди, призванные обеспечивать в стране законность и
порядок, спустя рукава, а управы на них не найдешь. С возмущением пишет А.И.
Солженицын о том, что новый председатель «первым делом обрезал всем инвалидам
огороды», хоть обрезанные сотки все равно пустовали за забором.
Даже травы на колхозной земле не имела права накосить
Матрена, а зато когда случалась в колхозе проблема, приходила к ней жена
председателя и, не здороваясь, требовала выйти на работу, да еще и со своими
вилами. Помогала Матрена не только колхозу, но и соседям.
Рядом художественных деталей А.И. Солженицын подчеркивает
в рассказе, как далеки достижения цивилизации от реальной жизни крестьянина в
российской глубинке. Об изобретении новых машин и искусственных спутников
Земли слушают по радио как о чудесах света, от которых ни толку ни проку не
прибавится. Все также вилами будут грузить крестьяне торф да есть пустую
картошку или кашу.
Также попутно рассказывает А.И. Солженицын и о ситуации
в школьном образовании: круглый двоечник Антошка Григорьев даже и не пытался
что-либо учить: знал, что все равно переведут в следующий класс, так как
главное для школы — не качество знаний учащихся, а борьба за «высокий процент
успеваемости».
Трагический конец рассказа подготовлен в ходе развития
сюжета примечательной деталью: у Матрены кто-то украл котелок со святой водой
на водосвятии: «Всегда у нее бывала святая вода, а на этот год не стало».
Помимо жестокости государственной власти и ее представителей
по отношению к человеку, А.И. Солженицын поднимает проблему людской черствости
по отношению к ближнему. Родственники Матрены заставляют ее разобрать и отдать
племяннице (приемной дочери) горницу. После этого сестры Матрены обругали ее
дурой, а со двора пропала колченогая кошка — последняя отрада старой женщины.
Вывозя горницу, гибнет на переезде под колесами поезда и
сама Матрена. С горечью в сердце рассказывает автор, как слетелись
разругавшиеся с ней перед смертью сестры Матрены делить ее убогое наследство:
избу, козу, сундук да двести похоронных рублей.
Только лишь фраза одной старухи переводит план повествования
из бытового в бытийный: «Две загадки в мире есть: как родился — не помню, как
умру — не знаю». Ославили люди Матрену и после смерти. Пошли разговоры о том,
что муж ее не любил, гулял от нее, да и вообще глупая она была, так как
бесплатно людям огороды вскапывала, а своего имущества так и не нажила.
Авторскую же точку зрения предельно емко выражает фраза: «Все мы жили рядом с
ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице,
не стоит село».
|