ЗАДАЧИ: Обращение к чистому слову русской классики; воспитание ответственного отношения к Слову; воспитание гражданской позиции. СОДЕРЖАНИЕ 1. Вступление 2 ведущих. 2. Сцена из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». 3. Сцена из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». 4. Сцена из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». 5. Великие современники: Грибоедов и Пушкин. 6. Заключение: 2 ведущих. ОФОРМЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА: I. Оформить плакаты с пословицами и вывесить в зале, где проводится вечер: «Человек трудом велик»; «Славен человек не словами, а делами», «Наскоро делать – переделывать», «Посеешь слово – пожнешь судьбу», «Делано наспех – курам на смех», «Не верь началу – верь концу», «Ложное знание опаснее невежества». II. Выставка иллюстраций, рисунков учащихся. Музыкальное оформление : Г. Свиридов «Метель». Задания к вечеру : выучить стихотворения А. С. Пушкина, найти в комедии «Горе от ума» выражения, ставшие афоризмами. ХОД ВЕЧЕРА Первый ведущий : «Нам
не дано предугадать, как наше слово отзовется». Это написал Ф. И.
Тютчев, но сегодня мы будем говорить не о поэте Тютчеве, а о Слове. Второй ведущий : Как важно вовремя сказать нужное слово для себя и других. Именно слово является стержнем всей человеческой культуры. Первый ведущий : Особенно
остро это ощущается здесь, в России. Наш народ был воспитан на Слове,
придавая всему сказанному и написанному великое значение. Второй ведущий : Вот почему так страшна сила агрессивного слова, вот почему важна сила созидательного слова. Первый ведущий : Есть
восточная мудрость: «Говорить с глупым – терять слова. Не говорить с
умным – терять себя. Мудрый человек не будет терять слов и себя». Второй ведущий : От своего рождения человек включен в семью, общество, народ, государство. Как важны слова, которые скажет ему мать, отец. Первый ведущий : Слушаем урок, который даст сыну мать: Митрофан и Простакова из комедии Фонвизина «Недоросль». ЗАДАНИЕ 1. В речи героев есть устаревшие слова и обороты, которые мы уже не употребляем. Услышьте их и назовите. ЗАДАНИЕ 2. Найдите одно-два выражения, ставших крылатыми. (Сцена из комедии Фонвизина Д. И. «Недоросль»). Простакова : – Пока Стародум отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись. Митрофан : – Слушай, матушка, я те потешу, поучусь, только чтоб был последний раз. Простакова : – Придет час воли божией. Митрофан : – Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Вот я сел. Простакова : – А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой. Софьюшкины денежки было б куды класть. Митрофан : – Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать. Цыфиркин : – Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое… Митрофан (пишет): – Трое. Цыфиркин : – А дороге, на приклад, триста рублей. Митрофан (пишет): – Триста. Цыфиркин : – Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата? Митрофан (вычисляя, шепчет): – Единожды три – три. Единожды нуль – нуль. Простакова : – Что, что, до дележа? Митрофан : – Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить. Простакова : – Врет
он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе
возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. Лишь тебе мученье, а
все, вижу, пустота. Кутейкин : – Шабаш, право, Пафнутьич. Митрофан : – Ступай-ка теперь, Кутейкин, проучи вчерашнее. Кутейкин : – Начнем, благословясь. За мною со вниманием. «Аз есмь червь». Митрофан : – «Аз есмь червь». Кутейкин : – «Аз есмь скот». Митрофан : – «Аз есмь скот». Кутейкин : – «А не человек». Митрофан : – «А не человек». Вральман : – Ай, ай, ай. Теперь я вижу, уморить хотят ребенка. Дай волю этим проклятым злодеям. Простакова : – Правда твоя, Адам Адамыч! Митрофанушка, друг мой, коли ученье опасно для твоей головушки, так, по мне, перестань. Митрофан : – А по мне и подавно. Кутейкин : – Конец и богу слава. Стародум : – До моих ушей уже дошло, что Митрофан только отучиться изволил. Любопытен бы я был послушать. Правдин : – Это грамматика? Что ж в ней знает Митрофан? Митрофан : – Много. Существительна да прилагательна. Правдин : – Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан : – Дверь? Котора дверь? Правдин : – Котора дверь? Вот эта. Митрофан : – Эта? Прилагательна. Правдин : – Почему же? Митрофан : – Потому
что она приложена к своему месту. Вон у чулана места неделя дверь стоит
еще не навешена: так та покамест существительна. Стародум : – Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан : – И ведомо. Простакова : – Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. Без наук люди живут и жили. (Входят ведущие. Уходят Правдин и Стародум. Уходят учителя Митрофана). Первый ведущий : «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…» Простакова : – Один ты остался у меня, мой сердешный друг Митрофанушка! Митрофан : – Да отвяжись, матушка, как навязалась… (убегает). Первый ведущий : Вот злонравия достойные плоды. Второй ведущий : Известен
факт, что один из современников Фонвизина после знакомства с Митрофаном
все сделал для того, чтобы стать образованным человеком. Первый ведущий : На какие слова вы обратили внимание? (На приклад, единожды, аз есмь червь, и ведомо). Второй ведущий : А какие крылатые выражения? («Не хочу учиться, а хочу жениться». «То вздор, что не знает Митрофанушка».) ЗАДАНИЕ 3. Госпожа Простакова говорила с речевыми ошибками. Исправьте их. ЗАДАНИЕ 4. Исправьте речевые ошибки в выражениях. 1. Родители ПОДДАКИВАЛИ дурным склонностям сына (ПОТАКАЛИ). 2. Простакова БЕЗОТВЕТНО относилась к своим словам (БЕЗОТВЕТСТВЕННО). 3. Пользуясь положением хозяйки, она УПРАЗДНЯЛА для сына все препятствия (УСТРАНЯЛА). 4. ЦЕЛЬНЫЙ ряд вопросов задавала Простакова учителям (ЦЕЛЫЙ). Первый ведущий : Другому недорослю, современнику Митрофана Простакова, отец говорил другие слова. Другие слова – другая судьба. СЦЕНА ИЗ «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ» А. С. ПУШКИНА. (Гостиная Гриневых. Петруша клеит змея из карты. Матушка варит варенье. Батюшка читает Придворный календарь.) Батюшка : – Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше? Матушка : – Да вот пошел семнадцатый годок. Петруша родился в тот год, как окривела тетушка Настасья Герасимовна, и когда еще… Батюшка : – Добро, пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни. (Батюшка пишет письмо). Матушка : – Не забудь, Андрей Петрович, поклониться и от меня князю, я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями. Батюшка : – Что за вздор! К какой стати стану я писать князю Б.? Матушка : – Да ведь начальник Петруши – князь Б. Ведь Петруша записан в Семеновский полк. Батюшка : – Записан!
А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему
научится Петруша, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай
послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет
солдат, а не шаматон. Где его пашпорт? Подай его сюда. Батюшка (Петруше): – Вот
тебе письмо. Ты едешь в Оренбург служить под началом моего старинного
товарища. Прощай, Петр (все встают). Служи верно, кому присягнешь,
слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; от службы не
отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду. (Мать крестит Петрушу, отец вытирает платком глаза. Уходят). Ведущие проводят ИГРУ-состязание с вызванным на сцену: кто больше назовет пословиц о знании, труде, чести. Первый ведущий : Митрофан и Петр – ровесники с разной судьбой. Разные слова говорили им мать, отец. Второй ведущий : А какие еще можно вспомнить пословицы для наказа, совета? Первый ведущий : Вот еще 2 ровесника современника – Чацкий и Молчалин. Разные судьбы, разные слова, разная гражданская позиция. ЗАДАНИЕ 5. Что завещал отец Молчалину – ясно. А что отец Чацкого завещать мог герою? (Сцена из «Горе от ума» А. С. Чацкого (Д. III, яв. 3)) Чацкий : – Нам, Алексей Степаныч, с вами Не удалось сказать двух слов. Ну, образ жизни вам каков? Молчалин : – По мере я трудов и сил… Три награжденья получил. Чацкий : – Взманили почести и знатность? Молчалин : – Нет-с, свой талант у всех. Чацкий : – У вас? Молчалин : – Два-с: Умеренность и аккуратность. Вам не дались чины, по службе неуспех? Чацкий : – Чины людьми даются, А люди могут обмануться. Молчалин : – Татьяна Юрьевна рассказывала что-то Из Петербурга воротясь, С министрами про вашу связь, Потом разрыв… Чацкий : – С ней век мы не встречались; Слыхал, что вздорная. Молчалин : – Да это, полно, та ли-с? Татьяна Юрьевна!!! Известная, – притом Все ей друзья и все родные, К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить Вам. Чацкий : – На что же? Молчалин : Так, частенько там. Мы покровительство находим, где не метим. Чацкий : – Я езжу к женщинам, да только не за этим. Молчалин : – Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить? Чацкий : – Когда в делах – я от веселья прячусь, Когда дурачиться – дурачусь, А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа. Молчалин : – В мои лета не должно сметь свое суждение иметь. Чацкий : – Помилуйте, мы с вами не ребяты, Зачем же мнения чужие только святы? Молчалин : – Ведь надобно ж зависеть от других? Чацкий : – Зачем же надобно? Молчалин : – В чинах мы небольших… Молчалин : – Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Чацкий : – Молчалины блаженствуют на свете? (Уходят.) Первый ведущий : Комедия Грибоедова – чудесный кристалл точного русского слова и глубокой мысли. Второй ведущий : Кто мыслит четко, тот и говорит ярко. Здесь можно организовать ИГРУ по афоризмам из комедии. Закончи выражение: «Служить бы рад…» «Шел в комнату…» «Избави пуще всех печалей…» и так далее по усмотрению учителя. (Под музыку «Метель» Г. Свиридова) Первый ведущий : Александр Сергеевич Грибоедов и Александр Сергеевич Пушкин – современники. Второй ведущий : Грибоедов получил прекрасное домашнее образование, был одним из образованнейших людей своего времени. Первый ведущий : Пушкин учился в лицее, впервые организованном в России для воспитания и образования государственных мужей. Второй ведущий : И Грибоедов, и Пушкин поступили на гражданскую службу – в Коллегию иностранных дел. Первый ведущий : Грибоедов
был блестящим дипломатом. Он принял в свое ведение дела по
дипломатическим отношениям с Турцией и Ираном. Огромна его заслуга в
заключении перемирия с Ираном. Второй ведущий : Пушкин
к службе на Кавказе относился весьма вольно. Вот образец его донесения
из командировки по борьбе с саранчой: «Саранча летела, летела. Села. Все
съела. И улетела». Первый ведущий : Грибоедов
и Пушкин видели свое призвание в литературе. «Все, чем я до сих пор
занимался, – для меня дела посторонние… Я чувствую необходимую
потребность писать», – говорил Грибоедов. Второй ведущий : Жизнь
обоих оборвалась трагически. Грибоедов пал жертвой политической
провокации. Осведомленные современники прямо указывали на преступную
роль, которую сыграли в гибели Грибоедова англичане, боровшиеся за
влияние в Иране. Первый ведущий : Пушкин был убит в результате светских интриг, защищая честь своей семьи. Оба они горячо желали служить Отечеству и литературе. Второй ведущий : Их гражданская позиция высока и значительна. Их литературная деятельность гениальна. Их слово ярко, чисто и вечно. (Здесь можно организовать чтение стихотворений А. С.Пушкина) Первый ведущий : «В лесу не в полночь бывает самое темное время, а перед рассветом. – Как темно! – скажет кто-нибудь. А другой ему отвечает, поднимая голову: – Темно? Значит, скоро будет светать.» (М. Пришвин) Второй ведущий : Добро, любовь, красота венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно. В это надо верить. |