Понедельник, 20.05.2024, 09:33


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 6 КЛАСС

Урок по творчеству Чехова "К кому относится название рассказа "Хамелеон"?»
16.09.2014, 11:46
       Выявление первичного восприятия. Чтение диалогов по ролям. Стилистический анализ текста: языковые сигналы, обнаруживающие авторскую иронию. Черты «зоологичности» в героях рассказа и пейзаже.
      Чаще всего ребята единодушны в своем мнении и называют хамелеоном полицейского надзирателя Очумелова. В ходе анализа мы должны подвести учащихся к мысли о том, что «хамелеон» — понятие нарицательное, определяющее целое жизненное явление — хамелеонство. Чехов показывает, как заразителен этот порок, — хамелеонствуют все персонажи рассказа: городовой, полицейский надзиратель Очумелов, золотых дел мастер Хрюкин, прохожие. Обратим внимание на то, как называет Чехов свидетелей происшествия: толпа, сборище. У толпы нет лица, нет собственного мнения, сборище — праздные зеваки. Жизнь в городе настолько скучна, лишена всякого движения, что незначительное происшествие становится для обывателей настоящим спектаклем, в котором они охотно участвуют.
      В описании этого уличного происшествия так смешно звучат слова «окровавленный» палец, «знамение» победы: комизм и нелепость рождает не столько само «событие», сколько реакция на него толпы.
      Проследим по тексту, как автор рисует образы своих персонажей. Первое, на что обращают внимание ученики, — это использование писателем «говорящих» фамилий (прием, знакомый ребятам по многим чеховским рассказам). Предложим учащимся составить ассоциативный ряд: Очумелов — «чумной, глупый, бесшабашный, непредсказуемый», Хрюкин — «свинья, некультурный, глупый...» Елдырин — «солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий...».
      Нарисуем словами портреты героев, предварительно обратив внимание на особенности их речи, на детали, которыми Чехов определяет их поведение. «Идет» (словно «шествует»), «делает полуоборот налево», «врезываясь в толпу», «говорит строго», «шевеля бровями»... — этот глагольный ряд рисует нам чиновника, «несущего» свою персону, сознающего собственную значительность и важность, а механичность его движений чем-то напоминает куклу. Особую значительность полицейскому надзирателю придает новая шинель. «Несочетание» этого важного вида и узелка в руке (в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника) рождает комический эффект.
      Портрет золотых дел мастера Хрюкина создается несколькими штрихами: ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски — «вышеописанный человек».
      Особое внимание на уроке уделим речевой характеристике персонажей. Читая диалоги, проследим, как меняется отношение Очумелова к собаке и почему. При чтении сосредоточиваем внимание учащихся на использовании автором разностильной лексики («Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафую его, мерзавца...» и  др.). Хамелеонство Очумелова проявляется не только в его поведении по отношению к случившемуся: подобострастие, страх перед вышестоящими чинами — и хамство, вседозволенность по отношению к нижестоящим. Полицейский надзиратель лжив: власть нужна ему для собственной выгоды, для того чтобы наводить на жителей страх, а не порядок в городе. С одной стороны, в его речи мы слышим слова официально-делового стиля (протокол, постановление), с другой — резкую, грубую брань: «Я ему покажу кузькину мать!» Прием сочетания в речи персонажа разностильной лексики не только создает комический эффект, но и помогает Чехову разоблачить героя, открыть его истинное лицо. Комичны и реплики (думает вслух) городового Елдырина: «А может быть, и генеральская... <...> На морде у ней не написано...»
      Единственным персонажем рассказа, который вызывает сочувствие в читателе, оказывается белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. «В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса». Рассматривание иллюстраций к рассказу дополнит нарисованные ребятами портреты персонажей и поможет в работе над киносценарием.
      На рисунке Д. Кардовского (1910) на переднем плане изображена вся хамелеонствующая толпа, в центре которой непомерно толстый полицейский надзиратель Очумелов: он стоит выпятив живот, косолапо расставив кривоватые ноги. Ему услужливо внимает городовой с конфискованным крыжовником. Указательный палец Очумелова укоризненно поднят вверх, выражение лица оторопелое и крайне глупое. Хрюкин показывает городовому свой окровавленный палец. Между ними, дрожа всем телом, сидит виновник скандала. Вокруг них — сборище. На лицах его участников — любопытство, озабоченность происходящим. На заднем плане все новые и новые зрители: остановившиеся прохожие, бросившие свои дела мастеровые... Через их жесты, позы, выражение лиц художник очень точно передал атмосферу города: скука, пошлость, обывательщина.
      Рисунок Н. Вышеславцева (1935) запечатлел момент шествия по базарной площади Очумелова и городового и точно передает нарисованный Чеховым пейзаж: «Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери лавок глядят на свет Божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих». Взгляд чинно несущего свою персону полицейского надзирателя Очумелова важно устремлен «в никуда», городовой Елдырин подобострастно смотрит ему в затылок.
      На иллюстрации Кукрыниксов (1954) Очумелов изображен в новой шинели, рука его опущена вниз, пальцем он тычет в виновника происшествия — белого борзого щенка. Напротив него Хрюкин. Будто набрав в рот воды стоит городовой, внушительна поза полицейского надзирателя Очумелова, выражение лица пострадавшего Хрюкина — комично-серьезное. Толпа замерла в ожидании решения, которое примет Очумелов.
      Завершит урок выразительное чтение рассказа по ролям и распределение между группами домашнего задания (по желанию учеников): инсценирование рассказа и составление киносценария.
Категория: 6 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, уроки литературы в 6 классе, преподавание литературы в школе
Просмотров: 1740 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0