Урокам по изучению сказа Бажова «Медной горы Хозяйка» можно было бы
дать название «Долговекий мастер». Бажов действительно мастер на долгие
века. Уместен был бы на первом уроке и эпиграф к теме — слова самого
Бажова: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом... Вне
труда нет и человека». Этот эпиграф мог бы послужить материалом для
вопроса, на который надо ответить в процессе изучения темы:
— Как вы понимаете слова «одухотворенный труд»? Каким
бывает труд, в который вложена душа человека? Ответом на этот вопрос
должен служить и рассказ о жизни и творчестве самого писателя.
Бажов родился 28 января 1879 г. в семье горного мастера
Сысертского завода под Екатеринбургом. Он стал учителем и каждый год
странствовал по Уралу, беседовал с камнерезами, старателями,
рудокопами, людьми «огненного труда» — литейщиками. У него был большой
запас жизненных впечатлений, когда он начал работать над созданием
книги «Малахитовая шкатулка».
Еще в детстве мальчик Паша Бажов с нетерпением ждал
каникул, чтобы в нынешнем городе Полевском снова встретиться с Василием
Алексеевичем Хмелининым, которого все ребята звали «дедушка Слышко».
Слышко сердился, когда мальчики просили его рассказать сказку: «Сказку
старухи маленьким сказывают. А я — про старинное житье помню. Только
это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и
говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь сказки!»
«Побывальщина» — это «сказ без тайности», т. е. без
элементов фантастики. «Сказ» — это как бы устный монолог-повествование,
передача чужой устной речи, обладающей своеобразной манерой. Сам Бажов
отличал сказ от сказки тем, что в сказе есть элемент действительной
истории, в его основе лежит истинное происшествие, что и отличает его
от сказки.
Но в то же время Бажов называл себя и сказочником.
Удачно выражал он свое понимание сказа народными словами: «Было — не
было, а былым пахнет». У сказа ярко выделяется такая речевая
особенность, как непосредственное обращение рассказчика к слушателям со
своим пронизанным живой разговорной интонацией словом. При чтении
сказа в классе следует подчеркнуть эту разговорную интонацию
обращенного именно к слушателям произведения.
В 1934 г. затеяли выпустить сборник уральского устного
народного творчества. И вдруг оказалось, что никто его не собирал, что
сказы эти лишь в памяти людей. Вспомнил тогда Бажов сказы дедушки
Слышко, да и других людей расспрашивал и записывал, а потом стал
создавать и свои сказы. В частности, сказы о камнерезах дед Слышко
ребятам не рассказывал, их создал сам Бажов, использовав разные
источники.
В горнорабочих сказах услышал Бажов о Малахитнице,
Хозяйке Медной горы. У Бажова Малахитница не только хозяйка «земляных
богатств», но и хранительница секретов высшего мастерства. Она
воплощение красоты самой уральской природы. Она всегда в окружении
быстрых ящериц, иногда и сама ящерицей оборачивается.
Сказ «Медной горы Хозяйка» впервые был опубликован в
1936 г. Он положил начало целой группе сказов о Малахитнице, которые
можно рекомендовать ребятам для внеклассного чтения («Приказчиковы
подошвы», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Хрупкая веточка»,
«Таюткино зеркальце» и др.).
В сказах подчеркивается, что никаким богатством нельзя
купить любовь, а завоевать ее можно только великим мастерством, которое
рождает красоту, равную природе. Природа же участвует во всех
человеческих делах. И язык бажовских сказов тоже как бы часть природы.
Бажов уважал «своеглазное знание», его сказы передавали то, что он сам
видел на Урале.
Хранительницей Природы является Хозяйка Медной горы.
Она расправляется с дурными людьми и помогает тем, у кого за душой есть
зерно таланта, и сила ее велика. «Сама» — с уважением называет ее дед
Слышко. Это сказочной красоты женщина, очень подвижная, «на месте не
посидит», «артуть девка». Ей присущи лучшие человеческие чувства, и она
может проникнуть в мысли и чувства других людей.
Она презирает трусливых и жадных, снисходительна к
людям, близким ей, любит и помудровать над иным человеком, пошутить,
хохочет заливисто. Она одаряет нагрубившую ей девушку, а когда Катя
попросила простить ее, горько и грустно Хозяйка отвечает: «Ладно, что
каменной сделается!» Но Хозяйка горы не каменная. Она женщина и умеет
ценить душевное тепло (по В. Крупину, М. Батину, Л. Скорино и др.).
Перед первым уроком по теме следует дать опережающие
вопросы и задания всему классу (прочитать всем сказ «Медной горы
Хозяйка») и отдельным учащимся (подготовить сообщения о жизни и
творчестве Бажова, выразительное чтение в лицах сцены встречи Степана с
Хозяйкой Медной горы на Красногорском руднике, выразительное чтение
портрета Хозяйки и др.).
Основой беседы на уроке могут быть следующие вопросы и задания:
— Как Степан объясняет, что он не боится Хозяйки? Какое
испытание своего бесстрашия он получил от Хозяйки? Почему он решился
на дерзкие слова приказчику? Чем закончилась эта история?
— Хозяйка сказала, что поведение Степана можно «чести
приписать». За что она его хвалит? Почему она называет его Степаном
Петровичем? Почему она не обиделась, когда Степан отказался стать ее
женихом?
— Прощаясь, Хозяйка запрещает Степану говорить о ней, даже вспоминать, а у самой слезы. Как вы это объясняете?
— Опишите сцену расставания Хозяйки со Степаном. Какие
детали говорят о том, что она взволнована? Как она относится к Степану?
— Почему Хозяйка не позволила барскому наушнику Ваньке Соченю упоминать имя Степана?
— Через кого и как породнилась Хозяйка Медной горы с людьми?
— Согласны ли вы с тем, что в Хозяйке соединились
лучшие качества людей физически здоровых, внешне красивых, духовно
прекрасных? Подтвердите свою мысль примерами из текста сказа.
— Какое значение имеет в сказе то, что Хозяйка накормила Степана «щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и прочим, что по русскому обряду полагается»?
— Почему не только Хозяйка, но и Степан стали невеселы?
Что огорчило Степана, хотя он и стал вольным? Куда он ходил на охоту и
почему не приносил добычу? Опишите сцену его смерти.
— Почему автор кончает сказ словами о том, что если
встретится худой человек с Хозяйкой, то будет ему горе, да и доброму
радости мало?
— В каком сказе Бажова говорится о дальнейшей жизни
семьи Степана, о его вдове Настасье и дочери Тане? Подготовьте рассказ о
судьбе Тани по сказу «Малахитовая шкатулка».
— Какие кино- и телефильмы, созданные по сказам Бажова,
вы видели? Чьи иллюстрации к сказам из «Малахитовой шкатулки» вы
знаете?
Закончить урок можно следующим сообщением: «На
памятнике П. Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из одного
его сказа: «Работа, она штука долговекая, человек умрет, а дело его
остается». Как объясняют эти слова учащиеся? |