На уроках можно понаблюдать за тем, как автор раскрывает
душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет
интерпретация ключевых эпизодов глав из «Журнала Печорина», объясняющих загадки
его характера.
Вопросы и задания к обсуждению главы
«Тамань»
Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань»
рассказчиком выступает сам герой?
Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте
диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около
часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер
Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?
Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей
Печорин и как это характеризует его самого?
Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в
лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.
Почему Печорин называет контрабандистов «честными»?
Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?
Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям
подчеркивает автор?
Вопросы и задания для обсуждения главы
«Княжна Мери»
Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его
утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли
Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?
Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в
его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с
Вернером и Грушницким?
Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите
объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.
Отметьте черты искренности и притворства в исповеди
Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов
«Это меня не огорчит нимало»).
Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную
речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и
неординарность ее характера?
Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет
изменения в самом себе и как это его характеризует?
Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью
(запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже
перед самим собой?
Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях
Печорина (через полтора месяца в крепости N1)? Каково поведение Печорина во
время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его
образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как
проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом
эпизоде?
Вопросы и задания для обсуждения главы
«Фаталист»
Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича?
у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что
Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин?
Почему?
Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу?
Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
К кому из героев относится название главы? Какой
художественный смысл при этом выявляется?
Докажите, что глава «Фаталист» — это философское
произведение.
Итоги
уроков.
Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко
чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь —
расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам
того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в
создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его
внутренней жизни, его самоанализа, сюжетно- композиционных особенностях романа.
|