Воскресенье, 19.05.2024, 23:15


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 10 КЛАСС

«Печально я гляжу на наше поколенье...» М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою...
07.06.2014, 15:40

Учителю при изучении лирики поэта необходимо доказать, что Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».

Основные положения вступительного слова учителя о Лермонтове:

В творчестве Лермонтова отражаются мысли и настроения эпохи 30-х годов XIX века, времени тяжелейшей политической реакции.

Творчество Лермонтова можно условно разделить на два периода: 1828—1836 годы и 1837—1841 годы. Граница — 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.

В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно- политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление темы поэта и поэзии. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и Родины.

Таким образом, основные мотивы лирики Лермонтова — это:

жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь»);

осмысление судьбы своего поколения («Дума»);

разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («Молитва» («В минуту жизни трудную.»), «И скучно и грустно», «Из Гете», «Выхожу один я на дорогу .»);

призвание поэта и высокое предназначение поэзии («Поэт», «Пророк»);

критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия», «Смерть поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен»);

любовь-страдание («К* («Я не унижусь пред тобою»)»;

положение народа и Родины («Родина», «Бородино»).

На уроках в 10 классе следует уделить особое внимание изучению особенностей художественной формы лирических текстов, осмыслению ее богатства, их жанровому своеобразию, специфике поэтических интонаций, фоническому и ритмико-мелодическому совершенству.

В центре первых уроков по лирике Лермонтова — анализ стихотворений «Дума» и «Как часто, пестрою толпою окружен.», основной пафос которых — критика общества, ирония и упрек своему поколению в пассивности. На уроках необходимо учить анализу поэтического текста, показывать, какой может быть интерпретация текста, поэтому вопросы и задания уроков должны быть более подробными, многочисленными, что поможет направить осмысление стихотворений в нужное русло, сделать его более грамотным и профессиональным. На последующих уроках вопросов и заданий может быть меньше: интерпретации текста, созданные школьниками, становятся более самостоятельными.

Вопросы и задания к стихотворению «Дума»

Какие разноречивые чувства вызывает у вас это стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть)?

Как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, реквием)?

Какой характер придает стихотворению его длинный стих (5—6-стопный ямб)? Сопоставьте ритм текста со стихотворением А. С. Пушкина «Памятник».

Почему ритм стихотворения замедленный? Какими средствами это достигается? (Много определений- эпитетов, замедляющих ритм, цезура в середине каждой строки.)

В чем упрекает автор свое поколение? Почему при этом в 1-й строфе он употребляет местоимение «я», а далее «мы»?

На какие логические части автор делит стихотворение межстрофными пробелами? Какой смысл при этом выявляется?

3-й катрен тезис. Это пролог ко всему тексту. В нем пророчество, предсказание своему поколению его дальнейшей судьбы. Ключевой глагол в будущем времени — «состарится».

4-й катрены развитие тезиса. Это авторский приговор, аргументация того, что у его поколения нет будущего. Ключевые глаголы «томит», «вянем», «висит» в настоящем времени, глаголов мало, текст статичен. 5—9-й катрены антитезис. В тексте много отрицательных частиц, местоимений, предлогов и приставок со значением отсутствия, глаголов, но в 5—6-м катренах они все в прошедшем времени, что указывает на то, что у потерянного поколения все в прошлом, все его попытки к духовной жизни не дали результата. В 7—9-м катренах звучит следствие бездействия поколения, которое ни к чему не стремится, все у него случайно, хотя «огонь кипит в крови». Результат такой жизни — прийти к гробу «без счастья и без славы», так и не поняв душевных порывов поколения отцов. 10—11-й катрены синтез. Это эпилог в развитии чувства. Поколение 30-х годов XIX века не способно оставить после себя нерукотворных памятников, так как никаких добрых чувств оно не пробудило. Поэтому и прах его будет «оскорблен презрительным стихом» потомков, которые стыдятся своих отцов. Ключевые глаголы «пройдем», «оскорбит» стоят в будущем времени. Такова перспектива потерянного поколения. Глаголов всего два, текст как бы остановился в своем развитии, замер. Жизнь толпы прошла «без шума и следа», не родив гениев. Толпа — это что-то нерасчлененное, в ней нет выдающихся личностей, нет индивидуальностей.

Как соотнесены в тексте ключевые образы «отцов» и «детей»? Какой приговор выносит автор тем и другим? Как эти роли меняются в последнем четверостишии? (Поколение 30-х из «детей» стало «отцами», детьми стали его потомки, которые подходят к прошлому «со строгостью судьи».)

Какой смысл придает стихотворению кольцевая композиция? Как в финале доказываются положения «пролога»?

В чем богатство изобразительно-выразительных средств, использованных автором?

Почему в финале поэт называет свое поколение «толпой»?

Образ толпы становится главным и в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен».

 

Вопросы и задания к стихотворению «Как часто, пестрою толпою окружен...»

Какие два мира владеют чувствами лирического субъекта в стихотворении?

Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор? (Маскарадность мира; все в нем лживо; мир наполнен резкими звуками, а его зрительные очертания туманны; мир видится «как будто бы сквозь сон». Мир-маскарад как бы лишен красок, он черно-белый. Реальный мир неясен, но его звуки неприятны лирическому субъекту.)

Как характеризует реальный мир глагольная лексика? (Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение — мелькают, касаются — создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Ср.: «И ненавидим мы, и любим мы случайно» в «Думе».)

1-я и 2-я строфы, изображающие реальный мир, — это одно предложение, одна предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется? (Это говорит о нерасчлененности, замкнутости мира, из него трудно вырваться, но это мир уродливый и дисгармоничный.)

Как меняется пространство текста во 2-й строфе? Какой смысл при этом выявляется? (Мир как бы приближается к лирическому субъекту, руки «красавиц городских» касаются рук поэта, и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты.)

Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального? (Мир воображаемый виден поэту отчетливо, ясно. Он ощущает его детали, подробности (3—4-я строфы). Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный; лирический субъект ощущает его краски, звуки, запахи.)

Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты? (Мир как бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не целостный, не единый, так как это мир сна; он как бы распадается на фрагменты, кадры прошлого, «старины», «старинной мечты».)

Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы? (Мир мечты, свободы предстает в образе прекрасной женщины и венчается любовью; даже само слово «люблю» повторяется дважды.)

Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты? (Это «царство дивное», в нем хорошо быть одному, в нем нет лживости суетного света, там ничто не беспокоит, там нет «тягостных сомнений и страстей».)

Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ «толпы»? В чем ее конфликт? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы? (В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта — робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она «незваная гостья». В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего «смутить веселость» толпы «железным стихом». Именно стихом, т. е. одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива.)

Итог урока.

В обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение.

Категория: 10 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе, уроки литературы в 10 классе
Просмотров: 4427 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0