Учителю при изучении лирики поэта необходимо доказать,
что Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия
— совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».
Основные положения вступительного слова учителя о
Лермонтове:
В творчестве Лермонтова отражаются мысли и настроения
эпохи 30-х годов XIX века, времени тяжелейшей политической реакции.
Творчество Лермонтова можно условно разделить на два
периода: 1828—1836 годы и 1837—1841 годы. Граница — 1837 год, год гибели
Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы,
свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»). Поражение декабристского
восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на
раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.
В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с
русской общественно- политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев,
Белинский). Появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения,
усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви,
философское осмысление темы поэта и поэзии. Вместе с тем еще более резкой
становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и
гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и Родины.
Таким образом, основные мотивы лирики Лермонтова — это:
жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник»,
«Пленный рыцарь»);
осмысление судьбы своего поколения («Дума»);
разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с
окружающим миром («Молитва» («В минуту жизни трудную.»), «И скучно и грустно»,
«Из Гете», «Выхожу один я на дорогу .»);
призвание поэта и высокое предназначение поэзии («Поэт»,
«Пророк»);
критика самодержавия и светского общества («Прощай,
немытая Россия», «Смерть поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен»);
любовь-страдание («К* («Я не унижусь пред тобою»)»;
положение народа и Родины («Родина», «Бородино»).
На уроках в 10 классе следует уделить особое внимание
изучению особенностей художественной формы лирических текстов, осмыслению ее
богатства, их жанровому своеобразию, специфике поэтических интонаций,
фоническому и ритмико-мелодическому совершенству.
В центре первых уроков по лирике Лермонтова — анализ
стихотворений «Дума» и «Как часто, пестрою толпою окружен.», основной пафос
которых — критика общества, ирония и упрек своему поколению в пассивности. На
уроках необходимо учить анализу поэтического текста, показывать, какой может
быть интерпретация текста, поэтому вопросы и задания уроков должны быть более
подробными, многочисленными, что поможет направить осмысление стихотворений в
нужное русло, сделать его более грамотным и профессиональным. На последующих
уроках вопросов и заданий может быть меньше: интерпретации текста, созданные
школьниками, становятся более самостоятельными.
Вопросы и задания к стихотворению
«Дума»
Какие разноречивые чувства вызывает у вас это
стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть)?
Как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира,
реквием)?
Какой характер придает стихотворению его длинный стих
(5—6-стопный ямб)? Сопоставьте ритм текста со стихотворением А. С. Пушкина
«Памятник».
Почему ритм стихотворения замедленный? Какими средствами это
достигается? (Много определений- эпитетов, замедляющих ритм,
цезура в середине каждой строки.)
В чем упрекает автор свое поколение? Почему при этом в
1-й строфе он употребляет местоимение «я», а далее «мы»?
На какие логические части автор делит стихотворение
межстрофными пробелами? Какой смысл при этом выявляется?
3-й катрен —
тезис. Это пролог ко всему тексту. В нем пророчество, предсказание своему
поколению его дальнейшей судьбы. Ключевой глагол в будущем времени —
«состарится».
4-й катрены —
развитие тезиса. Это авторский приговор, аргументация того, что у его поколения
нет будущего. Ключевые глаголы «томит», «вянем», «висит» в настоящем времени,
глаголов мало, текст статичен. 5—9-й катрены — антитезис. В тексте
много отрицательных частиц, местоимений, предлогов и приставок со значением
отсутствия, глаголов, но в 5—6-м катренах они все в прошедшем времени, что
указывает на то, что у потерянного поколения все в прошлом, все его попытки к
духовной жизни не дали результата. В 7—9-м катренах звучит следствие
бездействия поколения, которое ни к чему не стремится, все у него случайно,
хотя «огонь кипит в крови». Результат такой жизни — прийти к гробу «без счастья
и без славы», так и не поняв душевных порывов поколения отцов. 10—11-й катрены —
синтез. Это эпилог в развитии чувства. Поколение 30-х годов XIX века не
способно оставить после себя нерукотворных памятников, так как никаких добрых
чувств оно не пробудило. Поэтому и прах его будет «оскорблен презрительным
стихом» потомков, которые стыдятся своих отцов. Ключевые глаголы «пройдем»,
«оскорбит» стоят в будущем времени. Такова перспектива потерянного поколения.
Глаголов всего два, текст как бы остановился в своем развитии, замер. Жизнь
толпы прошла «без шума и следа», не родив гениев. Толпа — это что-то
нерасчлененное, в ней нет выдающихся личностей, нет индивидуальностей.
Как соотнесены в тексте ключевые образы «отцов» и
«детей»? Какой приговор выносит автор тем и другим? Как эти роли меняются в
последнем четверостишии?
(Поколение 30-х из «детей» стало «отцами», детьми стали его потомки, которые
подходят к прошлому «со строгостью судьи».)
Какой смысл придает стихотворению кольцевая композиция?
Как в финале доказываются положения «пролога»?
В чем богатство изобразительно-выразительных средств,
использованных автором?
Почему в финале поэт называет свое поколение «толпой»?
Образ толпы становится главным и в стихотворении «Как
часто, пестрою толпою окружен».
Вопросы и задания к стихотворению «Как
часто, пестрою толпою окружен...»
Какие два мира владеют чувствами лирического субъекта в
стихотворении?
Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует
автор? (Маскарадность мира; все в нем лживо; мир наполнен резкими
звуками, а его зрительные очертания туманны; мир видится «как будто бы сквозь
сон». Мир-маскарад как бы лишен красок, он черно-белый. Реальный мир неясен, но
его звуки неприятны лирическому субъекту.)
Как характеризует реальный мир глагольная лексика?
(Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не
соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение — мелькают,
касаются — создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Ср.:
«И ненавидим мы, и любим мы случайно» в «Думе».)
1-я и 2-я строфы, изображающие реальный мир, — это одно
предложение, одна предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой
смысл при этом выявляется? (Это
говорит о нерасчлененности, замкнутости мира, из него трудно вырваться, но это
мир уродливый и дисгармоничный.)
Как меняется пространство текста во 2-й строфе? Какой смысл при этом
выявляется? (Мир как бы приближается к лирическому субъекту, руки
«красавиц городских» касаются рук поэта, и именно это становится последней
каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, лирический субъект с трудом
освобождается от его оков, убегая в мечты.)
Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые
образы? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем
описание мира реального? (Мир воображаемый виден поэту отчетливо,
ясно. Он ощущает его детали, подробности (3—4-я строфы). Это мир правдивый,
живой, цветной, а не маскарадный; лирический субъект ощущает его краски, звуки,
запахи.)
Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты?
(Мир как бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких
картин, но он не целостный, не единый, так как это мир сна; он как бы
распадается на фрагменты, кадры прошлого, «старины», «старинной мечты».)
Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы?
(Мир мечты, свободы предстает в образе прекрасной женщины и венчается любовью;
даже само слово «люблю» повторяется дважды.)
Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты?
(Это «царство дивное», в нем хорошо быть одному, в нем нет лживости суетного
света, там ничто не беспокоит, там нет «тягостных сомнений и страстей».)
Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней
опять появляется образ «толпы»? В чем ее конфликт? Каким пафосом проникнуты
финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной
формы? (В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа
царствует, она законодательница жизни, а мечта — робкая, неуверенная, ее можно
легко спугнуть, она «незваная гостья». В финальных строках появляется
настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего «смутить
веселость» толпы «железным стихом». Именно стихом, т. е. одной строчкой,
мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного
решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива.)
Итог
урока.
В обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти
духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не
оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на
преждевременную смерть и забвение.
|