Урок внеклассного чтения в конце изучения творчества
Пушкина можно посвятить знакомству с «Маленькими трагедиями». Детальное
изучение поэтики «Маленьких трагедий» — задача не для школьников, поэтому
учителю следует остановиться на общей характеристике идейно-художественного
своеобразия этого драматического цикла, а на уроке внеклассного чтения
текстуально изучить одну из трагедий, например «Моцарт и Сальери».
Проблемные вопросы урока
Почему небольшие драматические произведения Пушкин называет «Маленькими
трагедиями»? В чем проявляются особенности этого жанра?
(Маленькие — потому что это трагедии людей, а не народов. Трагедии — потому что
характеры героев не даются в динамике, они своеобразные символы, а человеческим
миром правят страсти, они основа драматургического конфликта.)
Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в трагедиях? (Деньги — искусство — любовь — смерть.)
С каких позиций автор решает эти вопросы?
Как связать конкретно-исторические реалии времени,
изображенного в трагедиях, с эпохой Пушкина и с проблемами наших дней?
Вопросы и задания для обсуждения
трагедии «Моцарт и Сальери» К сцене I:
Прочитайте первый монолог Сальери. Прав ли он, считая,
что гениальность — награда за длительный и упорный труд? Взывая к высшей
справедливости, Сальери забывает, что гениальность Моцарта тоже «дар Божий».
Подтвердите или опровергните эту точку зрения.
Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к
незатейливой игре слепого скрипача?
Каково отношение Моцарта и Сальери к возвышенному миру
музыки и проявлениям земной жизни? Как каждый из них представляет гармонию
жизни?
Почему Сальери отделяет в своем сознании
Моцарта-музыканта и Моцарта-человека? Как это характеризует его самого?
Прочитайте второй монолог Сальери в конце I сцены. Какие
доводы он приводит, оправдывая решение об отравлении Моцарта? Можно ли с ними
не согласиться? Обоснуйте свое мнение.
К сцене II:
Каков душевный настрой Моцарта в сцене в трактире? Какие
образы-символы связаны с его внутренним состоянием? (Человек, одетый в черном — мой черный человек — как
тень — он с нами сам-третей сидит.)
В чем трагичность утверждения Моцарта о том, что «гений и
злодейство — две вещи несовместные»?
Прокомментируйте реплику Моцарта, пьющего яд: «За твое
здоровье, друг.» — и реплику Сальери: «Ты выпил!.. без меня?.. »
Прочитайте последний монолог Моцарта. Почему он считает,
что если бы все чувствовали «силу гармонии», как Сальери, то «перестал бы мир
существовать»?
В чем, по мнению Моцарта, равновесие и гармония мира? Как
его мысль о гениях, избранниках, «пренебрегающих презренной пользой», можно
связать с эстетической позицией творчества Пушкина?
Почему трагедия заканчивается вопросом Сальери о якобы
злодействе Микеланджело?
Выводы урока.
Мучительные противоречия Сальери связаны с решением вопросов о соотношениях
ремесленничества и гениальности, праздности и труда, жизненной легкости и
смертной тяжести. Для Моцарта гармония мира в неразрывном взаимопроникновении
высокого и низкого, смешного и грустного, бытового и бытийного, искусства и
жизни. Он носитель пушкинской идеи о том, что гениальность — дар свыше,
гениальность — спутница добра. Гуманистический смысл трагедии в том, что
никакое злодеяние не может быть оправдано даже высокими целями. Никакой
смертный человек не может карать и миловать по своему усмотрению даже во имя
искусства, т. е. негуманно осмелиться взять на себя функции высшего разума,
пытаться переделать созданное Всевышним, потому что мир изначально устроен
гармонично и разумно. Финал трагедии утверждает правду Моцарта и замыкает ее
содержание в логическое и композиционное кольцо. Трагедия начинается с
утверждения о том, что «нет правды на земле, но нет ее и выше», и заканчивается
словом «неправда». Главный довод Сальери в свою пользу о том, что создатель
Ватикана был убийцей, уже не утверждение, а вопрос. Сальери уже не оплот
ортодоксальности и незыблемости в своих суждениях. Он впервые засомневался и
поэтому перестал быть символом. Он изменился, что для него равносильно смерти.
Поэтому в финале гибнет не только Моцарт, но и Сальери, который жил только
осознанием своей непререкаемой правоты. Это еще более усиливает трагедийность
финала и сближает пьесу по накалу страстей с античными трагедиями. |