«История одного города» —
ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая
хроника, изображающая смену градоначальников, как намек
на смену царей в русской истории. Сказки: фантастика,
гротеск и эзопов язык. «Медведь на воеводстве»,
«Вяленая вобла», «Премудрый пискарь»,
«Дикий помещик», «Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил».
Вопросы для повторения
— В каких произведениях писателя затронуты общечеловеческие проблемы?
— Как использует Салтыков-Щедрин сатиру и гротеск, изображая смену градоначальников в «Истории одного города»?
— Как в «Истории одного города» писатель показывает терпение народа в качестве отрицательной национальной черты?
— Каковы причины обращения Салтыкова-Щедрина к жанру сказки?
— Как выражается в сказках сатирическое
негодование писателя против произвола властей и желчная насмешка над
покорностью народа?
— Как в произведениях Салтыкова-Щедрина выражена горячая любовь к Отечеству, к народу?
— В чем современное звучание произведений Салтыкова-Щедрина?
Темы сочинений по творчеству
М. Е. Салтыкова-Щедрина
Современное звучание произведений Салтыкова-Щедрина.
Общечеловеческое в произведениях Салтыкова-Щедрина.
Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина.
Гротеск как художественный прием в произведениях Салтыкова-Щедрина.
Особенности сказок Салтыкова-Щедрина (на примере одной или нескольких сказок).
Фантастическое и реальное в сказках Салтыкова-Щедрина.
Добро и зло в сказках Салтыкова-Щедрина.
Тестирование
1. Кто является объектом сатиры в сказке «Премудрый пискарь»? (Самодержавие, либеральная буржуазия, обыватель.)
2. Кто является объектом сатиры в сказке «Вяленая вобла»? (Аристократия, либеральная интеллигенция, народничество.)
3. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил» есть эпизод, где мужик сам вьет веревку, чтобы
генералы привязали его к дереву. Как называется такой прием в
литературе? (Гипербола, аллегория, сарказм.) |