Два рассказа, которые я хочу сравнить по сюжету,
системе персонажей и авторской позиции, — это
«Леночка» (1910) Куприна, и «Тёмные аллеи» (1938)
Бунина. Хотя между датами написания рассказов
большой промежуток, время действия в них
приблизительно одно и то же.
Первое, что бросается в глаза при сравнении
рассказов «Леночка» и «Тёмные аллеи», — это
сходство сюжетной ситуации. Главное событие
обоих произведений — встреча бывших
возлюбленных после многолетней разлуки. Здесь-то
и обнаруживаются не только сходства, но и
различия двух рассказов.
Эпизоды встречи главных героев перекликаются.
В первый момент они ещё не узнают друг друга, но
Возницыну уже видится что-то знакомое в
движениях Елены («Леночка»). А по тому, как вдруг
невнимателен и рассеян стал Николай Алексеевич,
можно уловить, что и он почувствовал давнишнее и
родное во внешности Надежды («Тёмные аллеи»). Но
они не хотят обознаться, сомневаются. Когда
Надежда открывается перед Николаем
Алексеевичем, он испытывает шок. Даже ужас, как
микроинфаркт, — меньше всего на свете он хотел и
думал встретить Надежду. Он хорошо понимает всю
тяжесть своей вины перед ней. И боится этой
встречи, боится быть обличённым в слабости.
Антитеза — реакция Возницына: для него эта
встреча — просто счастье. Он нежными, душевными
словами выражает свой восторг.
В рассказе Бунина «Тёмные аллеи» герои
встречаются осенью, в плохую, пасмурную погоду,
когда на дорогах грязь, на улице холодно и сыро.
Старик военный на двадцать минут забегает в
постоялую горницу, чтобы выпить чаю и согреться,
а натыкается на женщину, которую любил в
молодости. Они общаются около пяти минут, при
этом каждый жалуется на свою тяжёлую судьбу.
Надежда обвиняет, Николай оправдывается. В конце
концов Николай, который боится показаться пошлым
и банальным — это отвечает требованиям общества,
в котором он живёт, — прекращает разговор и
уезжает. Из их беседы мы узнаём, что Николай
Алексеевич женился — жена его бросила, любил
сына — сын вырос негодяем. В финале рассказа он
осознаёт, что самые счастливые минуты жизни
подарила ему Надежда. Но трагизм жизни в том, что
они всё равно не могли бы быть вместе.
Сюжет рассказа Куприна другой. Возницын не
попадает с корабля на бал, как Николай
Алексеевич, он сам давно ищет встречи с чем-то,
что вызовет в его стареющем уме чувство светлой,
тихой, задумчивой печали. Надо сказать, что
Возницын стал часто и со страхом думать о смерти.
И вот на борту парохода в ясную, свежую погоду он
встречает свою подругу детства Елену.
Подростками они дружили, а когда пришла юность и
вместе с ней — прелесть девичьего расцвета
Елены, он в неё влюбился. Потом он стал влюбляться
во всех знакомых девушек по очереди, но
запомнилось и осталось в душе навсегда именно
чувство, испытанное к Леночке. И первый поцелуй в
пасхальную ночь у калитки, оказывается, помнит и
она. Так, увидевшись с Еленой, Возницын проникся
верой в то, что надо любить жизнь и покоряться ей.
В обоих рассказах звучит мотив воспоминаний. Но
как различна интонация этого обращения к
прошлому! Воспоминания Николая Алексеевича и
Надежды выражаются парой фраз, из них понятно,
что они страстно любили друг друга и оба были
замечательно красивы. Но Надежда возвращается к
реальности, объяснив ему, как жестоко он с ней
поступил. Она упрекает и обличает Николая
Алексеевича. А он, в свою очередь, восхищается её
былой красотой и оправдывается тем, что бросил
Надежду, полюбив свою будущую жену. Для Надежды
их любовная история стала трагедией, горем,
которое чувствуется в её словах. А для Николая
Алексеевича — светлым воспоминанием и вечной
виной.
У Возницына и Елены радость встречи смешалась с
ностальгией по прошедшей молодости — ведь они
были просто влюблёнными детьми. Им весело и
приятно вспоминать свои шалости, они просто
молодеют от этого. Возницын полушутя напоминает
Елене о своей мальчишеской любви, Елена
полусерьёзно оценивает их отношения.
Воспоминания забавляют их и навевают светлую
грусть. Похоже, что в настоящем у них нет таких
радостных минут, какие бывали в юности.
Сравнивая героинь, убеждаемся, что они
представляют собой две противоположности:
Надежда — крепостная крестьянка, получившая
вольную, всю жизнь таила обиду на Николая
Алексеевича, но продолжала любить его, потому и
не вышла замуж. Живёт скромно, но способна
самостоятельно вести доходное дело; одета она
просто, по-деревенски, потучнела, но сохранила
свою красоту. Елена — аристократка, замужняя
дама, хорошо одетая, с сохранившейся фигурой,
некрасивая и немолодая. Елена уже, кажется,
поставила крест на своей жизни, поминутно
называет себя старухой, в то время как Надежда
вовсю борется за существование. Елена скучно
прожила жизнь и замуж вышла не по любви, а просто
за приличного человека, и это угнетает её в
старости. Надежда, наоборот, всю "свою горячку”
отдала любимому человеку и после страстей
молодости стала мудрей смотреть на жизнь.
Интересно сравнить и сцены прощания героев в
обоих рассказах. Прощаясь, Николай Алексеевич
поцеловал руку Надежде, и этот поцелуй вызвал у
него смешанное чувство благодарности и стыда.
Ведь, помня о счастье взаимной любви, он не
забывает о низком социальном положении Надежды.
Потом он посрамился своего стыда, он понял, что
поддался предрассудку, забыв о чувствах к самой
женщине, что потерял всё самое святое. Другие
чувства испытали Возницын с Еленой. Поцеловав
друг друга, они исполнились лаской и печалью о
том, что жизнь заканчивается, но прожили они её не
напрасно. Они прониклись нежной, заботливой
любовью и рады, что встретились. Потому что
встреча заставила их оценить самые светлые
стороны прожитой жизни. Не случайно и появление
юной дочери Елены, так напоминающей мать в
юности. Жизнь продолжается, молодость вечна, как
бы говорит нам автор. (Сравним: упомянутый у
Бунина сын Николая Алексеевича воспринимается
лишь в контексте жизненных неудач героя.)
И.Бунин «Тёмные аллеи» |
А.Куприн «Леночка» |
Приезжий мельком глянул на её округлые
плечи и на лёгкие ноги в красных поношенных
татарских туфлях и отрывисто, невнимательно
ответил... |
Что-то страшно знакомое, очень
давнишнее мелькнуло Возницыну не так в её лице,
как в повороте шеи и в подъёме век, когда она
обернулась на его взгляд. Но это бессознательное
впечатление тотчас же рассеялось и забылось. |
Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и
покраснел. — Надежда! Ты? — сказал он
торопливо. |
Рука Возницына, державшая руку дамы,
задрожала и сжалась. Мгновенный свет
воспоминания точно ослепил его. — Господи...
Неужели Леночка?.. Виноват... Елена... Елена... |
Тотчас вслед за тем в горницу вошла
темноволосая, тоже чернобровая и тоже ещё
красивая не по возрасту женщина, похожая на
пожилую цыганку, с тёмным пушком на верхней губе
и вдоль щёк, лёгкая на ходу, но полная, с большими
грудями под красной кофточкой, с треугольным, как
у гусыни, животом под чёрной шерстяной юбкой. |
К чаю вышла в салон и единственная дама,
ехавшая в первом классе. Возницын мимоходом
быстро взглянул на неё. Она была некрасива и
немолода, но с хорошо сохранившейся высокой,
немного полной фигурой, просто и хорошо одетой в
просторный светло-серый сак с шёлковым шитьём на
воротнике и рукавах. |
— Замужем, говоришь, не была? — Нет,
не была. |
— Я двадцать лет замужем, — она
улыбнулась грустно сжатыми губами, одним углом
рта, — старуха уж... |
— Что ж тут объяснять. Небось
помните, как я вас любила. Он покраснел до слёз и,
нахмурясь, опять зашагал.
— Всё проходит, мой друг, — забормотал он. |
— А помните, Елена Владимировна, как
я был в вас влюблён когда-то! — вдруг перебил её
Возницын. Она засмеялась, и лицо её сразу точно
помолодело. |
— Ах, как хороша ты была! — сказал он,
качая головой. — Как горяча, как прекрасна! Какой
стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все
заглядывались? — Помню, сударь. Были и вы
отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою
красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть. |
— А помните, Елена Владимировна, как
в одну прекрасную пасхальную ночь двое молодых
людей целовались около калитки церковного дома?
— спросил Возницын. — Ничего я не помню...
Гадкий мальчишка, — ответила она, мило смеясь. |
— Всё проходит, мой друг, —
забормотал он. — Любовь, молодость — всё, всё.
История пошлая, обыкновенная. С годами всё
проходит. Как это сказано в Книге Иова? "Как о
воде протекшей будешь вспоминать”. Да, пеняй на
себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а
истинно волшебные! |
Но с удивлением и с горечью заметил
Возницын, что его опустошённая жизнью,
очерствелая душа оставалась холодной и
неподвижной и не отражала в себе прежней,
знакомой печали по прошедшему, такой светлой,
тихой, задумчивой и покорной печали... "Да, да,
да, это старость, — повторял он про себя и грустно
кивал головою. — Старость, старость, старость...
Ничего не поделаешь...” |
Она подошла и поцеловала у него руку, он
поцеловал у неё. Со стыдом вспоминал свои
последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и
тотчас стыдился своего стыда. |
Он ещё раз наклонился, чтобы поцеловать
её руку, а она нежно поцеловала его в сильно
серебрящийся висок. И когда они после этого
посмотрели друг на друга, то глаза их были влажны
и улыбались ласково, устало и печально. |
Как видим, сюжеты рассказов и характеры героев,
которые при первом приближении кажутся похожими,
на самом деле отличаются прежде всего из-за
различия в авторской позиции. Взгляд на жизнь,
ставший стержнем рассказа Бунина, — глубокая
печаль и безысходность, неверие в возможность
счастья. От рассказа Куприна, наоборот, веет
светлой грустью (вспоминается пушкинское:
"печаль моя светла”) и радостным ощущением того,
что жизнь вечна и прекрасна. |