Четверг, 02.05.2024, 20:22


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » ДОСТОЕВСКИЙ

Влияние творчества Ф. М. Достоевского на английскую литературу
15.10.2016, 14:33

Творчество Ф.М. Достоевского давно перешагнуло рамки национальные и временные и принадлежит мировой культуре в такой же мере, как и русской. Его духовное присутствие в мировой культуре и литературе стало неоспоримым фактом. В странах Европы Достоевский — самый читаемый и изучаемый русский писатель, представляющий не только русскую словесность, но и русскую культуру. Он, как ни один другой рус­ский художник слова, оказал влияние на зарубежную литературу. Но и само творче­ство Достоевского, живя в иной культуре и в другом времени, обрело новые грани.

Русская художественная литература второй половины XIX века переживала эстетический и философский кризис. Большое влияние на нее оказывала обстановка, сложившаяся в то время в России. Это был период общественной борьбы и разногласий по поводу дальнейшего развития страны. Идейные споры западников и славянофилов были характерной чертой 60-х годов XIX века. Немаловажный вопрос - становление капитализма, гнет буржуазного строя. Нередко писатели в своих произведениях решали вопросы жизни и смерти, но вопросы нравственности оставались ведущими в русской литературе.

Сходными чертами с русской обладала и  английская литература того времени. Решается вопрос эксплуатации рабочего класса капиталом, который был выдвинут исторической эпохой. Пороки буржуазного общества и его безнравственность описываются английскими писателями. Ведущая роль во второй половине XIX отводится классу буржуазии, который не приложил никаких усилий для создания своего капитала. Источником его высокого положения в обществе явилось наследство, а не преодоления тяжелого жизненного пути. Тематика эстетизма и индивидуализма также характеризует английскую литературу.

Большое влияние на творчество английских писателей оказали русские классики. Ярким примером является влияние величайшего русского писателя, известного не только всей России, но и всему миру  – Ф. М. Достоевского.

Интерес к Достоевскому в Великобритании неразрывно связан с  английской литературной обстановкой, со столкновением и борьбой мнений,  идейных и художественных позиций. Первыми интерпретаторами Достоевского стали в 1880-90-е годы Р.Л.Стивенсон и О.Уайльд. Их впечатление от романа «Преступление и наказание» было очень сильным и во многом совпадало. Р.Л. Стивенсон назвал его «величайшей книгой», О. Уайльд - «великим шедевром». Они оценили  мастерство Достоевского-психолога.

Оскар Уайльд (1854-1900)  называл Достоевского среди источников непосредственного влияния на его творчество. В  статье «О нескольких романах» (1887) Уайльд выделил роман «Преступление и наказание» и отметил способность Достоевского «распознавать глубочайшие психологические тайны». Уайльд восхищался его мастерством психолога в обрисовке персонажей.

«Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского - социально-психологический роман, главное место в котором занимают нравственные и философские вопросы современности. Писатель осуждает современное  ему общество, порождающее преступления, обрекающее на гибель слабых и беззащитных. Основное место в романе уделено душеным мукам человека, в частности, главного героя Родиона Романовича Раскольникова, совершившего убийство. Поэтому роман можно назвать психологическим. Кроме социальных проблем, автором рассматриваются и философские вопросы. «Право на кровь» - вот какой вечный моральный вопрос решает Достоевский в своем романе. Способна ли высокая цель оправдать преступление? На этот вопрос читатель получает отрицательный ответ.

Именно на примере этого романа я хотела бы рассмотреть влияние творчества Достоевского на зарубежную литературу, а именно на творчество известного английского писателя Оскара Уальда, и сопоставить два романа: «Преступление и наказание» и «Портрет Дориана Грея» .

В начале 1890-х годов  духовный кризис привел Уайльда к резкому противопоставлению личности и общества и остро поставил проблему, выдвинутую еще Достоевским, - «свободы воли» и ее нравственных пределов. Уайльд разрабатывает ее в романе «Портрет Дориана Грея» и пьесе «Саломея». С героем романа Достоевского их сближает сходство  художественного конфликта. И это неслучайно: английский писатель глубоко проникает в художественный мир Достоевского, осмысливая его творчество в условиях современной ему действительности, когда поколебались казавшиеся незыблемыми духовные ценности. 

Прежде всего, роман Оскара Уальда, как и  Ф.М.Достоевского, является социально-психологическим,  в котором ярко просматривается и философская тематика. Ведущей темой своего произведения Уальд сделал тему эстетизма, выдвинув на первое место роль искусства в жизни общества. Автор противопоставляет внутренний мир отдельно взятого человека обществу того времени, которое в романе изображено грубым и безнравственным. Произведение проникнуто и идеей гедонизма, которую проповедует один из главных героев, человек без принципов и идеалов – лорд Генри Уоттон. Культ красоты также ярко изображен автором в романе, но он противопоставлен нормам совести и морали.

Сопоставляя «Преступление и наказание» с «Портретом Дориана Грея», стоит отметить, что оба произведения затрагивают схожие темы, касающиеся современного общества. Психологические мотивы и философские идеи общества XIX века тесно переплетаются с социальными проблемами. Главным героям – Родиону Раскольникову и Дориану Грею - предстоит нести тяжелую ношу грехов и преступлений. Оба героя страдают и мучаются из-за совершенных ими деяний. Но Раскольников совершает преступление  в начале романа, и душевные мучения преследуют его на протяжении всего произведения. Герой долго размышляет, признаться в убийстве или нет, всюду его преследуют мысли: «Скажу я им иль не скажу?.. Фу, какие глупости в голову приходят…». Нет доказательств совершенного Раскольниковым преступления, он сам в этом убежден: «Схоронены концы!.. А хоть бы и нашли: кто на меня подумает?   Все кончено! Нет улик!».

 В романе Оскара Уальда  основное преступления, убийство художника  Бэзила, Дориан совершает в конце романа, и только на последних страницах читатель видит, что героя начинают терзать муки совести: «Сознаться?! Отдаться в руки полиции, пойти на смерть?!...Какая дикая мысль!...Может на самом деле сознаться?..Нет, ни за что! Против него есть одна единственная улика: портрет». Мысли героев похожи, ни один из них не знает, как поступить.
         Привлекло  внимание и портретное сходство героев: оба юноши были очень хороши собой. Раскольников обладал примечательной внешностью: «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами...тонок и строен». Дориан Грей также  выделяется необыкновенной красотой, о чём  свидетельствуют слова автора: «Этот юноша в самом деле был удивительно красив…».                 

Но герои обладали и различиями. Прежде всего, они были из абсолютно разных социальных слоев.

 Дориан Грей очень богат, живет  в роскоши и никогда не отказывает себе в удовольствиях. Он постоянно посещает вечера знатных особ, обладает  прекрасным вкусом. Его дом полон редких и драгоценных вещей, он одевается в дорогие наряды, носит украшения с изысканными камнями. Противоположная картина предстает перед читателями в романе «Преступление и наказание». Раскольников – человек, практически, без гроша в кармане, его каморка «походила более на шкаф, чем на квартиру». Одет герой был «до того худо…что иной…посовестился днем выходить в таких лохмотьях на улицу».

Уайльд мотивировал поведение, психологию Дориана Грея не условиями его  жизни (как в романе Ф.М.Достоевского), а потребностью свободного проявления желаний, продиктованными эгоистическими стремлениями. В итоге общая картина, нарисованная в романе, оказывается иной.

Различия есть и в изображении внутреннего мира героев. Пожалуй, самым большим является то, что, несмотря на совершенные ими преступления, душу Раскольникова еще можно было спасти. Лишь однажды он обрек себя на грех, оправданием которому послужила его теория, суть которой заключена в том, «что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Он «переступил через кровь», но все же остался «гражданином» и «человеком». Его совесть даже не позволяет ему взять вещи убитой им старушки. Дориан Грей продал душу в обмен на вечную молодость и красоту, однажды сказав: «Если бы портрет старел, а я навсегда оставался молодым!» Эти роковые слова навсегда изменили его жизнь. На его совести было много грехов и смертей, но последствия всех этих деяний отображались лишь на его портрете, который стал его душой, его совестью, проданной за вечную красоту.

Сходства в изображении внутреннего мира, нравственных качеств можно наблюдать и у таких героев, как Свидригайлов и лорд Генри Уоттон. При чтении романов  возникает ощущение сходства этих двух персонажей. Создавая образ Генри Уоттона, английский писатель явно испытывал влияние Достоевского.

 По своей сути,  это два практически одинаковых по характеру и отношению к жизни и окружающим их людям героя. Они не признают никаких принципов и идеалов. Их мысли о жизни и отношение к ней совпадают. Свидригайлов и лорд Генри циничны по своей натуре. Они испытали  в жизни все, и она стала им скучна. Ко всему эти герои относятся с одинаковым равнодушием, отравляя окружающих их людей      цинизмом. Их не волнуют душевные переживания, они не предают им никакого особого значения. Герои живут по принципу «все дозволено».

И Свидригайлов, и лорд Генри ведут развратный образ жизни. Свидригайлов замешан в «темной истории» с девочкой, покончившей жизнь самоубийством, преследует Дуню и не скрывает своих пороков, а сам открыто говорит Раскольникову при встрече, что он «сюда больше насчет женщин поскорее приехал». Лорд Генри – женатый человек, но ведет  развратный образ  жизни и откровенно заявляет, что «главная прелесть брака заключается в том, что он вынуждает обоих супругов постоянно друг друга обманывать». Эти слова он произносит с обычной простотой, не считая такое поведение непристойным. Итак, можно сделать вывод, что оба героя ведут развратный и праздный образ жизни.
         Довольно циничны и откровенны  их рассуждения по поводу грехов и добродетели. Свидригайлов спокойно и даже со смехом говорит: «Да что вы в добродетель-то так всем дышлом въехали? Пощадите, батюшка, я человек грешный. Хе-хе-хе!» Лорд Генри тоже грешный человек и не пытается отрицать этого, наоборот, он неоднократно замечает, что нравственные нормы  угнетают его. В разговоре с Дорианом он прямо говорит своему другу: «В ваших глазах я — воплощение всех грехов, которые у вас не хватает смелости совершить».

         Свидригайлов и лорд Генри  оказывают непосредственное влияние на главных героев романов – Раскольникова и Дориана Грея. Раскольников сам признается, что «в этом человеке таилась какая-то власть над ним». «…Мне трудно вам что-нибудь возразить», - говорит Грей лорду Генри. Следовательно, как  Свидригайлов является двойником Раскольникова, так и лорд Генри – двойником Дориана Грея. В Свидригайлове и лорде Генри отражено индивидуалистическое начало натуры Раскольникова и Грея. Не случайно выявляется такая их привязанность. Но в их влиянии не просматривается ничего положительного, хотя, по мнению лорда Генри, иначе и не может быть, ведь «оказать влияние на другого – значит вложить в него свою душу…Он становится перепевом чужой мелодии, актером, исполняющим роль, не для него предназначенную».  Свидригайлов и лорд Генри по-своему извращают души Раскольникова и Дориана, меняя их мировоззрение, лишая нравственных качеств. Аркадий Иванович не понимает переживаний и душевных мучений Родиона по поводу совершенного им преступления, и относится к нему  хладнокровно. И это звучит в его словах, относящихся к Раскольникову: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу; нравственные что ли? Вопросы гражданина и человека? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться». Подобное отношение выражает и лорд Генри по отношению к своему товарищу, особенно это хорошо видно после смерти Сибиллы, которая его совершенно не тронула. Дориану он сказал: «Но вы ее смерть должны воспринимать как эффектный трагический эпизод из какой-нибудь пьесы шестнадцатого века…Не лейте напрасных слез о Сибилле Вейн». Смерть бывшей возлюбленной Дориана лорд Генри воспринимает не более чем сцену из какого-либо литературного произведения.

Ф.М. Достоевский в своем романе остро поднимает проблему бедноты и нищеты, детально описывая нищий и уродливый быт героев, обращая пристальное внимание на улицы и кварталы, где живут его герои, на одежду,  убогие жилища. Во всем читатель может увидеть ужасающую бедность. Комната Раскольникова, а вернее, «каморка», «крошечная клетушка, шагов в шесть длиной», « походила более на шкаф, чем на квартиру». Внешний вид Родиона Романовича, как уже отмечалось выше, тоже оставляет желать лучшего. Лохмотья, в которых он ходил, даже не походили на одежду. Удручающее впечатление производит и внешний вид  Мармеладова. Раскольников встречает его в распивочной, герой   одет в «совершенно оборванный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Только одна еще держалась кое-как… Из-под нанкового жилета торчала манишка, все скомканная, запачканная и залитая». Семья Мармеладова жила фактически в коридоре, так как комната их  «была проходная»: «огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной… Все было разбросано и в беспорядке».

 В романе Оскара Уальда также поднимается проблема  бедности и нищеты, но ей уделяется гораздо меньше внимания, чем в романе Достоевского. Шикарным домам и вечерам светского общества  противопоставляются грязные притоны с опиумными курильнями, в которые порой наведывался Дориан Грей. Внезапная картина явной бедноты на окраинах города приковывает внимание читателя: «На стенах горели газовые рожки, их резкий свет тускло и криво отражался в засиженных мухами  зеркалах…Пол был усыпан оранжевыми опилками со следами грязных башмаков и темными пятнами от пролитого вина».  Такую  мрачную, нищую и грязную картину видит читатель, переносясь из великолепных гостиных английской знати  в бедные окраины простолюдинов.

В обоих романах просматривается идея индивидуализма. Оба героя пошли против  общества, против его нравственных норм. У Раскольникова такое противостояние обществу оправдывается его теорией, в которой он ставит себя выше всех остальных и совершает преступление, потому что относит себя к разряду «имеющих право». Такого же мнение был о себе и Дориан Грей, считая себя выше всего общества, стремясь свободно проявлять все свои желания, продиктованные эгоистическими стремлениями

Но в душе Раскольникова происходит перелом, не последнюю роль сыграл в этом   «сон о трихинах». Этот сон  также опровергает  теорию героя:  всякое отступление от нравственным правил ведет к всеобщему бедствию.

В творчестве Оскара Уальда можно также проследить влияние  Достоевского на его пьесу «Саломея». Саломея является неким прообразом Раскольникова. Героиня переступила через нравственные нормы, она тоже совершает убийство, желая и требуя получить голову Иоканаана, чтобы поцеловать его. Ее не волнует, что она переступает через нормы морали, мало того, одного лишь совершенного преступления и поцелуя в мертвые губы пророка ей становится мало: «Я могу бросить голову твою собакам, а могу бросить птицам, парящим в воздухе. То, что останется от собак, доедят потом птицы… ».

Роман  «Преступление и наказание» Уайльд назвал повествованием «о том, как преследуемые безнравственностью и пороком убийца и проститутка сходятся вместе и читают притчу о Лазаре и богаче, и как отверженная обществом девушка приводит грешника к покаянию». Уточняя впоследствии замысел «Портрета Дориана Грея», писатель приблизил моральный итог своего романа к «Преступлению и наказанию»: «...всякая чрезмерность, как в том, что человек приемлет, так и в том, от чего он отказывается, несет в себе свое наказание».

Итак, творчество великого русского писателя Ф. М. Достоевского имело большое влияние не только на русскую литературу, но и на зарубежную. Идеи, которые звучат  в романах Достоевского, получили свое отражение в произведениях таких английских писателей, как Джон Голсуори,  Льюис  Стивенсон и, конечно, Оскар Уальд, на примере которого нам и удалось убедиться в этом. Оба автора затрагивают сходные нравственные вопросы и философские проблемы. Сложно не отметить схожие мотивы, впервые показанные  Ф.М. Достоевским в романе  «Преступление и наказание»  и         впоследствии  нашедшие свое отражение в романе Оскара Уальда  «Портрет Дориана Грея».  

 

Список использованной литературы:

 

Уайльд О.«Униженные и оскорбленные» Достоевского//Уайльд О. Избранные произведения. В 2-х т. - М: Республика, 1993.

Принципы анализа художественного произведения: пособие по русской литературе для старшеклассников и абитуриентов / О. П. Петрова. – 2-е изд. – М.:КДУ, 2007.

Русская литература XIX века. 1880-1890 : учеб. пособие / под ред. С.А.Джанумова, Л.М.Кременцова . – 2-е изд. – М. : Флинта : Наука, 2008.

Аникин Г. В. Идеи и формы Достоевского в произведениях английских писателей // Русская литература 1870-1890-х годов. Сб. 3. Свердловск, 1970.

5.   Карасев Л.В. О символах Достоевского. Вопросы философии.- 1994.

 

 

Источники анализируемого материала:

Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 6. М., - Государственное издательство художественной литературы, 1957.

Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Исповедь. Пьесы. Сказки; пер. С англ. / Оскар Уальд; – М. Эксмо, 2011.

Категория: ДОСТОЕВСКИЙ | Добавил: admin
Просмотров: 2642 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0