Пятница, 03.05.2024, 06:33


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » ДОСТОЕВСКИЙ

Кого из героев Достоевского можно назвать предпринимателями (по роману «Преступление и наказание»)
22.10.2013, 23:41

В конце ХIХ века русская языковая система испытала мощное воздействие социальных перемен, самые существенные из которых затронули сферу экономических взаимоотношений. Новые явления общественной жизни потребовали новых названий. В процесс изменений в той или иной степени были вовлечены языковые явления нескольких уровней - отдельные лексические единицы, речевые стереотипы, социокультурные представления. Сложность и глубина происходящего отчетливо проявляются в употреблении слова предприниматель в русском языке и русской культуре новейшего времени.

Когда в России вновь оказалось востребованным наименование человека, профессиональная сфера деятельности которого - негосударственный сектор экономики, оно, по старой русской традиции, было найдено за границей. Английское заимствование «бизнесмен», уже известное в России, обладало некоторой привлекательностью в силу отсутствия негативного ассоциативного фона, давало иллюзию приобщения к мировому экономическому пространству. Но главное, имело нерасчлененное, обобщенное значение -"тот, кто делает бизнес, то есть ведет предпринимательскую экономическую деятельность, приносящую доход, прибыль на чем-нибудь"[1]. Свидетельством активного освоения этого слова являются зафиксированные в разговорной речи производные: бизнесменка, бизнесменский.

  Однако со временем возникла потребность и в собственно русских номинациях. Существующие слова, обслуживающие данную семантическую область, по тем или иным причинам уже не удовлетворяли изменившимся требованиям. Слово «капиталист» было отягощено устойчивыми политическими ассоциациями, кооператор активно эксплуатировалось в начале переходного периода, но быстро устарело и вышло из обихода, воротила и делец отталкивали негативной коннотацией, коммерсант ограничивалось сферой торговли. Пожалуй, наиболее серьезную лингвистическую конкуренцию английскому бизнесмену составил русский предприниматель, история которого уходит в глубь веков.

Первым в обширном словообразовательном гнезде глагола «предпринимать» историческими словарями фиксируется слово «предприятие», означавшее в ХVI веке "предвзятое мнение, предубеждение; заранее задуманное действие, умысел". Известное нам современное значение это слово приобрело только в ХVIII веке как книжная калька с немецкого Unternehmung. В русском глаголе «предпринимать», а затем и в отглагольном существительном сохранялся изначальный состав семантических компонентов: "затеять; решиться исполнить новое дело; приступить к совершению чего-либо значительного". Но параллельно утверждалось и производное от заимствованного значения - "владелец или хозяин предприятия". В толковых словарях советского времени предприниматель, прежде всего, - "капиталист, …человек, склонный к аферам, ловкий организатор выгодных предприятий"; "предприимчивый человек, делец".


Что говорят словари

Предпринимательство    (финансовый словарь)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. По законодательству РФ субъектами ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА могут быть: граждане РФ, не ограниченные в установленном порядке в своей дееспособности, иностранцы, лица без гражданства, объединения граждан.

 Предпринимательство  (Словарь бизнес - терминов) (англ. business, enterprise - дело, антрепренерство)    включает в себя:

 

А. Предпринимательская деятельность, дело, приносящее доход или другую материальную выгоду.

 

Б. Деловая практика или политика компании или отдельного предпринимателя.

 

В. Производственное, торговое или другое коммерческое предприятие.

 

Г. Удачная сделка в предпринимательстве, в экономических действиях.

 

Предпринимательство  (Современная энциклопедия)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО  (предпринимательская  деятельность),  инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли.

 Предпринимательство   (Большой Энциклопедический словарь)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (предпринимательская деятельность) - инициативная, самостоятельная деятельность граждан без образования юридического лица, направленная

на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени чьего-то и под чью-то имущественную ответственность. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Предприниматель времен перестройки, освободившийся от политических ярлыков, - владелец и деятель. Если до революции слово предприниматель на равных входило в большую группу целого ряда других, более специализированных наименований экономически самостоятельных деятелей, например, купец, фабрикант, мануфактурист, заводчик, то сегодня его значение стало более обобщенным: "предприниматель - любой деловой человек, который действует в негосударственном секторе экономики России". В современном употреблении предприниматель, сближаясь по своему значению со словом бизнесмен, отличается от него прозрачностью внутренней формы. Это возродившееся в новых общественных условиях слово в основном сохранило свое исторически сложившееся значение, но приобрело новые коннотации. Предприниматель называет лицо по свойствам характера, по социальному положению, по профессии. Человеческие качества предпринимателя преимущественно негативные: хитрый, ловкий, беспринципный, жадный. В семантической системе языка предприниматель располагается в одной группе с такими номинациями, как обманщик, махинатор, мошенник, аферист, пройдоха, шулер, делец, деляга, карьерист. По социальному положению предприниматель в русском языковом сознании принадлежит не только к исторически привилегированным слоям общества (буржуа, капиталист, купец), но и к современным правящим верхам (олигарх). Профессиональная сфера деятельности предпринимателя, чаще всего, - торговля или перерабатывающая и добывающая промышленность. Таким образом, новое значение, выдвинутое перестроечными преобразованиями, - деловой человек, действующий в негосударственном секторе экономики, - столкнулось с уже существовавшим в языковом сознании значением не очень честный человек высокого социального статуса, работающий преимущественно в сфере торговли. Так языковая система произвела амортизацию общественного давления.
Существенную роль в употреблении данного слова сыграл ассоциативносмысловой фон связанных с ним понятий, в которых проявилась историческая нелюбовь русского народа к предприимчивости, расчету, коммерческой хватке. В русском сознании торговля - неуважаемое занятие. К тем, кто ей занимается, относятся пренебрежительно, а часто и неодобрительно (ср. барышник, торговка, лавочница). Не случайно слову торговец традиционно предпочиталось слово купец, внутренняя форма которого выделяет процесс купли, но не продажи.

В казалось бы нейтральном слове собственность спрятана отрицательная эмотивно-оценочная коннотация. Этимологически оно связано с возвратным местоимением себе и исчезнувшим из современного языка словом собь, которое В. И. Даль трактует как "все свое, имущество, животы, пожитки, богатство; свойства нравственные, духовные и все личные качества человека, особ. все дурное, все усвоенное себе по дурным наклонностям, соблазнам, страстям". Для сравнения, английское property (собственность) таких отрицательных коннотаций не имеет и включает в свое значение понятийные компоненты имущество, поместье, хозяйство, а также свойство, качество. А прилагательное рroper, от которого оно образовано, означает, кроме того, правильный, должный, приличный, точный, совершенный, настоящий, красивый.

Множество отрицательно окрашенных слов связаны в русском языке и с понятием прибыль: нажива, барыш, барыга, куш, деляга, торгаш, выгадывать, набить карман.

В этимологии группы слов, связанных с богатством, заложена идея самоограничения, имущественной умеренности. Богатство - то, чем наделяет Бог как податель благ; благополучие - получение благ свыше, не предусматривающее никакой личной активности; достаток - слово, родственное таким словам, как достать, т. е. дотянуться до определенной черты (достаточно, т. е. хватит, довольно); обеспеченность - всего лишь отсутствие нужды, возможность не печься о хлебе насущном; состоятельность - положение человека, крепко держащегося на ногах.

Изменившиеся социальные условия воздействуют на жизнь языка, приспосабливающего эти перемены к национальной логике восприятия и отражения действительности. Новое наименование пока еще не получило адекватного понятийного наполнения: препятствием для этого стали явления лингвокультурологического порядка, такие, например, как сложившийся в сознании россиян образ человека-собственника.

Чтобы лучше понять значение слова предприниматель, обратимся к художественной литературе, в частности, к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

 Хозяева жизни (предприниматели) в изображении Достоевского

 Россия XIX века ... Никто ни во что не верит, а вместе с тем общество продолжает жить по тем же самым принципам, которым уже не верит. В такой ситуации муки усилились, обиды умножились, малоимущие оказались еще в более горестном положении. На неустраненные беспорядки крепостнического порядка наслоились противоречия капиталистического характера. Большинство людей не было подготовлено к таким испытаниям.

Перед Достоевским встала задача: как изобразить мир, чтобы возбудить сострадание к погибающим и отвращение к процветающим?

           "Преступление и наказание" - роман из шести частей и эпилога - был написан Ф. М. Достоевским в 1865 - 1866 гг. и посвящен жгучим вопросам социальной жизни пореформенной России, когда происходила ломка старых патриархально - нравственных устоев и складывались новые, буржуазные общественные отношения, основанные на всевластии денег, капитала. Это роман о России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, эпоху "разложения”, роман о герое, вместившем в грудь свою — так, что "разорвется грудь от муки” — все страдания боли, раны времени.

Это было тяжелое время реформ, на смену старым «хозяевам жизни» стали приходить новые – буржуазные дельцы-предприниматели. И Достоевский, как писатель, тонко чувствовавший все изменения в обществе, в своем романе поднимает те злободневные для русского общества проблемы, которые волновали большинство: кто виноват в горе и бедах простых людей, что делать людям, которые не хотят принять эту жизнь.

 Еще А. С. Пушкин раскрыл зависимость чувств, психологии и речи героев от обстоятельств жизни. Человек думает, поступает, говорит в соответствии с его воспитанием, условиями жизни, с господствующими в них социальными и экономическими связями.

  Трагедия человеческой личности в этих социальных условиях - в центре внимания писателя - гуманиста.

     Главным героем романа «Преступление и наказание» является Родион Раскольников. Раскольников вынужден был бросить учёбу из-за того, что у него не хватало денег, из-за нервного и физического истощения. Жил он в небольшой каморке со старыми желтыми обоями, из мебели было три старых стула, стол и софа, которая занимала почти всю комнату. Раскольников был «задавлен бедностью», поэтому не мог заплатить хозяйке даже за такое нищее жилище. По этой причине он старался не показываться ей на глаза.

            Раскольников понимает, что мир устроен не справедливо, и он его отвергает. Протест Раскольникова против несправедливого мира выливается в индивидуальный бунт. Он создаёт свою теорию, согласно которой люди делятся на две категории: «властные и люди обыкновенные». «Властелинов» очень мало в мире, это те, кто осуществляет прогресс общества, такие, как Наполеон. Их задачей является управление остальными людьми. Задача же «людей обыкновенных», по мнению героя, заключается в размножении и подчинение «властелинам». Ради какой- либо великой цели «властелины» могут жертвовать любыми средствами, в том числе и человеческой жизнью. Раскольников был сторонником этой теории, считал себя «властелином», но он хотел использовать свои возможности и свою власть ради того, чтобы помочь бедным людям.

     Для того чтобы проверить, к какой категории людей он принадлежит, Родион решается на убийство старухи-процентщицы. Проверка своей теории, которую он выдвинул, и была главной причиной преступления, а помощь «униженным и оскорбленным» была главой причиной преступления, а помощь «униженным и оскорблённым» была для него только моральным оправданием. Вторая причина - материальная. Раскольников знал, что старуха богата, но все её деньги пропадают зря. Он понимает, что на них можно спасти десятки жизней. И третья причина убийство – социальная. Ограбив старуху, он смог бы продолжать обучение в университете, жить в достатке.
     В мире, в котором живёт Раскольников, нарушение нравственных норм стало делом обычным и, по его мнению, убийство человека не противоречит законам этого общества. Но в своих логических преступлениях он не учёл одного: если на путь насилия встаёт добрый человек, который не может быть равнодушен к чужой боли и страданиям, то неизбежно он приносит горе не только другим, но и самому себе. В своей теории Раскольников забыл о человеческих качествах: совести, стыда, страхе.

            С трагической мощью Достоевский показывает нам, как калечит души людей социальная несправедливость, какой невыносимый гнет и отчаяние испытывает человек, борющийся за гуманные отношения между людьми, страдающий за "униженных и оскорбленных".

 На протяжении всего романа автор неустанно задается вопросами: что есть правда? Как защитить бесправных? где справедливость?

Поиски справедливости характерны для многих героев Достоевского, которые ведут горячие политические и философские споры, размышляют над "вечными" проблемами русского общества.

Так есть ли в романе герои-предприниматели?

 

Обратимся к персонажам…

Достоевский представляет нам целую галерею сытых, "деловых" людей, которые наживаются на народном горе.  Это мошенник Кох, скупающий у старухи-процентщицы просроченные вещи; содержатель распивочной Душкин (он "закладчик и краденое прячет"); купец Юшин, который содержит дешевые номера - "грязь, вонь, да и подозрительное место"; Луиза Ивановна, Алена Ивановна, Дарья Францевна и другие.

Образ Алены Ивановны, старухи-процентщицы, постоянно предстает перед Раскольниковым. В романе старуха возникает из мрака: "...и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки. Алена Ивановна — это крошечная сухая старушонка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким острым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поредевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка".
    Эта "старушонка" бьет и держит в рабстве свою сестру-великаншу, простодушную Лизавету. Ростовщица скупа и безжалостна: она дает за вещи, принесенные ей в заклад, всего четвертую часть их настоящей цены и дерет непомерные проценты. А все накопленные богатства по завещанию должны перейти в монастырь и "на вечный помин" бессовестной старухиной души.

Но это, так сказать, еще не очень крупные хищники.

 

 «Экономическая правда» Лужина

 Создавая характеры «сильных мира сего», писатель подвергает критике культурный и моральный уровень расчетливых и растленных дельцов. К числу людей «сильных мира сего», ловкого дельца, крупного хищника, расчетливого человека мы относим Петра Петровича Лужина, которого автор изображает ограниченным, расчетливым и трезвым дельцом-приобретателем. Раскольников, еще до своей первой встречи с ним, разгадал корыстолюбивую, черствую и бессердечную натуру Лужина и глубоко возненавидел его. И, однако, сталкиваясь с Лужиным, Раскольников с отвращением убеждался, что, как это ему ни противно, между ним и Лужиным есть и точки соприкосновения. Лужин — не просто себялюбивый, расчетливый делец. Свой образ действий он пытается оправдать при помощи принципов политической экономии и буржуазной морали. Выслушав рассуждения Лужина, Раскольников неожиданно сознает, что эти принципы являются более низменным вариантом его собственных взглядов, вульгарным опошлением его "идей". "А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать", — заявляет он Лужину, устанавливая общность между ними обоими.

Достоевский с нескрываемой иронией и неприязнью рисует этого немолодого господина, "чопорного, осанистого, с осторожною и брезгливою физиономией”.

Петр Петрович Лужин, «надворный советник», служит в двух местах. Он живет, руководствуясь принципом: «возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Конечно, он никого не убьет, ему и в голову это не может прийти, но тем не менее он с легкостью переступает через моральные и нравственные законы. Он решил взять себе в жены бедную девушку, чтобы она полностью зависела от него, а он мог бы ее унижать и наслаждаться своей силой. Он никогда не помогает людям, не видя в этом личной выгоды. Он обвиняет Сонечку Мармеладову в воровстве, чтобы очернить Раскольникова в глазах своей невесты.

Лужин и ему подобные - это люди, не имеющие совести, главной целью в жизни которых является нажива. Только собственная выгода, карьера, успехи волнуют Лужина, - именно с этим дальним прицелом и облюбовал Дуню. Он скрывает самые что ни на есть  корыстные мотивы женитьбы на Дуне и хочет представить дело так, будто он совершает благодеяние: «Свою собственную казуистику выдумаем, у иезуитов научимся и на время, пожалуй, и себя самих успокоим, убедим себя, что так и надо, действительно надо для доброй цели».

Он не способен на убийство, не исповедует никаких расшатывающих буржуазное общество идей, - наоборот, он целиком за господствующую в этом обществе идею «разумно-эгоистических» экономических отношений.

На самом деле экономические идеи Лужина – идеи, на которых стоит буржуазное общество, - ведут к медленному убийству людей, к отказу от добра и света в душе. В основе экономической теории Лужина лежит мысль, что один человек стоит над остальными людьми, общечеловеческие законы созданы не для него. Лужин допускает пролитие крови, но только во имя личной выгоды.

Этот персонаж выставлен Достоевским как олицетворение того мира, который ненавистен людям, - именно Лужины толкают на гибель совестливых и беспомощных Мармеладовых и пробуждают бунт в душе людей, не желающих быть раздавленными «экономическими теориями» буржуазного общества.

    Образом Лужина Достоевский выразил свое неприятие популярных в то время буржуазных идей, провозглашавших, что жизнь и смерть якобы подвластны статистике и "экономической правде”. Лужин, конечно, "резать” никого не собирается, но все нравственные законы он уже преступил, сообразуясь со своей выгодой. Он клевещет на Соню самым бесчеловечным образом, но благородное сердце Раскольникова не дает совершиться произволу.

Лужин «деловой человек», действительно предприниматель, которым руководствует жажда наживы. По его экономической теории пролитие крови допускается, но лишь для своих целей. Он не угождает всем как Молчалин, не проводит никаких афер как Чичиков. Лужин наживается на всех и вся и считает себя человеком, который согласно его экономической теории, стоит над всеми.

 

 «Хлебный свистун» Лебезятников

Для понимания идейной направленности романа весьма важно значение образа Лебезятникова. До 1862 года Достоевский видел в "нигилистах" "дохленьких недоносков", обвинял их в корысти, карьеризме, придумал им кличку "хлебных свистунов". Лебезятников был задуман как пародия на нигилизм. К 1863 году он увидел, насколько тернист путь революционной демократии к реализации их идеи. Поэтому в окончательной редакции романа Лебезятников становится "нигилистом" по убеждению. Вместо сатиры на нигилизм Достоевский сбивается на карикатуру. Это сказывается уже в портретной характеристике.

Андрей Семенович Лебезятников "был худосочный и золотушный человек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми очень гордился... Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, - что в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно. Андрей Семенович был глуповат. Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат".

Несмотря на бросающееся внешнее сходство с Базаровым, Лебезятникова, по словам Достоевского, надо причислять к породе Кукшиных. Он все знал понаслышке, с третьего голоса, то, что читал, понять не мог. Он всегда не к месту употреблял слово "протест", жалел о том, что его родители умерли, а то он бы "их огрел протестом!". Герой уверен, что всех женщин будущего ждет участь Сони Мармеладовой. Он мелок в проявлении чувств, "собственноручно" избил Катерину Ивановну, пока ее супруг лежал пьяненький.

Он придерживается принципа "сегодня полезнее всего отрицать", лебезит перед всем, что носит имя "прогресса": "Я первый, я готов вычистить какие хотите помойные ямы! Тут просто работа, благородная, полезная обществу деятельность, которая стоит всякой другой и уж гораздо выше, например, деятельности какого-нибудь Рафаэля или Пушкина, потому что полезнее! Все, что полезно обществу, то и благородно! Я понимаю только одно слово: полезное!"

Лебезятников не только глуп, но и наивен: он отказывает Мармеладову в материальной помощи не потому, что скареден, а по "науке", согласно требованиям политической экономии, советует Соне прочесть "Физиологию" Льюиса. Когда же Лужин предлагает купить любовь Сони, глупость Лебезятникова отступает на второй план, наивность отступает:"Оно, конечно, таково ее положение, но тут другой вопрос! Вы еще не знаете, какая это натура!"

Он верит в человека, даже в Лужина. Подглядев, как тот сунул незаметно в карман Сони ассигнацию, истолковал поступок Лужина как проявление благородства: "Вы желали избегнуть благодарности, я видел! ...да, мне это нравится!" Лебезятников приветствует стремление одного человека поддержать в трудную минуту другого, развивая на этом основании свою теорию "разумной нигилистической нравственности".

В сцене разоблачения Лужина Лебезятников теряет маску простофили и вызывает сочувствие у читателей. Катерина Ивановна называет его "голубчиком", "батюшкой". Встревоженный затеей обезумевшей матери выставить на посмешище улицы детей, он старается что-либо предпринять для предотвращения этой драмы.

Карикатуры на Лебезятникова не получилось. Он не берет взаймы без отдачи, хотя живет в "аккуратной бедности", не ворует, не обольщает девиц. Он смешон, глуп, но не принадлежит к страшному миру. По замыслу Достоевского, он становится альтернативой Раскольникову.


"Черный человек"  Свидригайлов

Особое место в романе занимает Аркадий Иванович Свидригайлов. Это безнравственный, циничный человек. Тоже весьма предприимчивый. Темный мир петербургских притонов, а затем неожиданно пришедшее богатство, власть над крепостными душами — все это развратило его. Однако в душе этого человека под тяжестью пороков еще теплится искра доброты. В отличие от Лужина и ему подобных Свидригайлов — фигура не только отталкивающая, но и трагичная.

Свидригайлов - самый мучительный для Раскольникова "двойник", потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений. Свидригайлов - это своеобразный "черный человек", который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они "одного поля ягоды", и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой.

Свидригайлов - человек без совести и чести - как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов - зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Свидригайлов человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством. Смерть для него - освобождение от всех преград, от "вопросов человека и гражданина". Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников.

Аркадий Иванович Свидригайлов, помещик-вдовец, как утверждают некоторые, отравивший свою жену, сам говорит: "Мы одного поля ягоды”. Все время Раскольникова что-то притягивает к нему, что-то он хочет увидеть в Свидригайлове, не осознавая, что тот — "частный случай” его идеи. В Свидригайлове Раскольникова возмущают, поражают неприкрытый цинизм, та низость, с которой он рассказывает о жертвах своего сладострастия. "Шиллер-то, Шиллер-то наш, Шиллер-то! — восклицает Свидригайлов. — Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные что ли? вопросы человека и гражданина? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Затем, что вы еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было: нечего не за свое дело браться!”


            Это стало ясно и самому Раскольникову, потому и не смог он "переступить”, "убил, но не переступил”, ведь он все еще "гражданин и человек”.
   А Свидригайлов переступил, избавил себя от "вопросов человека и гражданина” и теперь для удовлетворения своего сладострастия губит девочку, отравляет Марфу Петровну, замышляет насилие над Дуней.

Дуня не любила Свидригайлова настолько, чтобы, переступив через законы гражданские и церковные, бежать из России и тем спасти его.

Свидригайловым движет двойственное чувство: он преклоняется перед нравственной силой Дуни, с одной стороны, и вожделеет животным инстинктом. В черновых записях читаем:"...не далее как через час он собирается насиловать Дуню, растоптать всю эту божественную чистоту ногами и воспламениться сладострастием от этого же божественно-негодующего взгляда великомученицы. Какое странное, почти невероятное раздвоение. И однако ж так, он к этому был способен".

В душе Свидригайлова уживаются два идеала - святого и грешника. По отношению к Дуне они действуют попеременно: бес заставляет его нашептывать ей об убийстве, совершенном братом, за определенную цену: "...судьба вашего брата и вашей матери в ваших руках. Я же буду ваш раб... всю жизнь..."

Оба они в полубредовом состоянии понимают слово "спасение" по-своему. Свидригайлов говорит о деньгах, благополучной, "лужинской" жизни в Америке, Дуня - о совести, об искуплении преступления. Вместо покорного страха, которого ожидал Свидригайлов, он встретил нерассуждающую храбрость Дуни. Она не просто готова убить негодяя, она стреляет в него. Этот второй выстрел пробудил в душах обоих героев дремавшие доселе чувства: Дуня сдалась, а он не принял жертвы:

"Вдруг она отбросила револьвер. "Бросила", - с удивлением проговорил Свидригайлов и глубоко перевел дух. Что-то как бы разом отошло у него от сердца, и, может быть, не одна тягость смертного страха; да вряд ли он и ощущал его в эту минуту. Это было избавление от другого, более скорбного и мрачного чувства, которого бы он и сам не мог во всей силе определить.

Он подошел к Дуне и тихо обнял ее рукой за талию. Она не сопротивлялась, но, вся трепеща как лист, смотрела на него умоляющими глазами. Он было хотел что-то сказать, но только губы его кривились, а выговорить он не мог. "Отпусти меня!" – умоляя сказала Дуня. Свидригайлов вздрогнул. "Так не любишь?"- тихо спросил он. Дуня отрицательно повела головой. "И... не можешь? Никогда?"- с отчаянием прошептал он. "Никогда!" - прошептала Дуня. Прошло мгновение ужасной, немой борьбы в душе Свидригайлова. Невыразимым взглядом глядел он на нее. Вдруг он отнял руку, отвернулся, быстро отошел к окну и стал пред ним. Прошло еще мгновение. "Вот ключ! Берите; уходите скорей!".

Достоевский психологически точно рассчитывает эту сцену. Женское тяготение Дуни к Свидригайлову еще не прошло, и ей не так-то просто убить человека. Подсознательные чувства, подмеченные писателем в героине, придают ей достоверность. Не доверяя самому себе, Свидригайлов отпускает Дуню: он добился цели, Дуня находится в его подчинении, но, оказалось, ему этого уже не нужно. Из глубин души Свидригайлова пробился идеал добра, человек победил звериное начало в себе. Оказалось, что в Свидригайлове билось тоскующее по любви сердце.

Вот здесь-то и открывается бездна трагедии Свидригайлова: в нем проснулся Человек, но уже растерявший все человеческое. Ему нечего было предложить Дуне, незачем жить самому.

Великолепная связующая деталь: Свидригайлов поднимает брошенный Дуней револьвер для себя, в предсмертный час перед ним возникает образ Дунечки, как символ несбывшихся надежд.

Свидригайлов не хочет смерти и боится ее. Раскольников, задавая теоретический вопрос "А вы могли бы застрелиться?", даже не подозревает, какой больной нерв он затронул у сосредоточившегося на этом решении Свидригайлова. Он отвечает "с отвращением": "Сознаюсь в непростительной слабости, но что делать: боюсь смерти и не люблю, когда говорят о ней".

Свидригайлов признает раскольниковскую идею своей, освобождает ее от ненужного, на его взгляд, романтизма: "Единичное злодейство позволительно, коли цель хороша”. Но освобождение себя от укоров совести не проходит бесследно; как показывает Достоевский, его результат — сначала духовная, а потом и физическая смерть.
  Нравственно опустошенному Свидригайлову остается только закончить жизнь самоубийством, а Раскольников остается жить, несмотря на то, что в ту ночь он тоже был на грани самоуничтожения говорит: возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”. Раскольникова возмущает такая точка зрения ("Выходит и людей резать можно?”), он считает ее эгоистичной и бездушной, хотя и не подозревает что это суть его идеи.

Если Лужин любыми средствами хочет "попасть в общество", то Свидригайлову легче убить себя на Сенной, чем демонстрировать свое приличие в парадных отелях. Он называет Петербург городом "канцеляристов и всевозможных семинаристов", т.е. городом чиновников и разночинцев. Петербург стал столицей Лужиных: "народ пьянствует, молодежь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грезах, уродуется в теориях..."

Свидригайлов тоже из разочарованных, ему тошен Петербург, скучна Россия, противна заграница. Он понимает, что причины его пессимизма таятся в нем самом: "во всем других винишь, а себя оправдываешь". У него нет цели, к которой надо стремиться, он сочувствует Раскольникову, погнавшемуся за блуждающим огнем.

Вместо чувства долга перед отечеством он воспитал в себе чувственность. Он по-своему человек тонкий, ему Достоевский доверил некоторые свои потаенные мысли (о личике вроде Рафаэлевой Мадонны, например).

Свидригайлов разочарован во всем: он не верит ни в бога, ни в черта, ни в народ, ни в идеал. Весь мир представляется ему деревенской банькой с пауками. Он задыхается в этом "неблагообразном мире": "...всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с... Прежде всего."

В своих черновиках Достоевский отмечает: "Ни энтузиазма, ни идеала". Прекрасно понимая, что приходит в Россию с развитием капиталистических отношений, предпринимательства он делает вывод: "все на свете ложь, да ведь так и должно быть". Справедливости на земле нет, все инициативы наказуемы, чувства бесплодны. Так, по усмотрению героя, устроен мир. От морального бессилия им овладело равнодушие. Вот почему он "чрезвычайно согласен и уживчив. Весьма снисходителен... Не насмешлив, всех и все извиняет, все из цинизма отрицает, все допускает". Допускает не только зло, но и добро, не только губит, но и спасает. И все от душевной пустоты, от скуки. Равнодушное "все допустимо" звучит иначе, чем "все позволено", но результат-то   один: "Всяк от себя сам промышляет, и всех веселей тот и живет, кто лучше себя сумеет надуть".

Мирские развлечения ему не интересны: он слишком интеллектуален, чтобы посвятить себя обжорству, испытывает неприязнь к вину, не любит играть в карты и цинично заявляет: "...вот у меня специальность - женщины".

Свидригайлов развратен не по природе, он ухватился за разврат, как за якорь спасения: "Согласитесь сами, разве не занятие в своем роде? Не будь этого, ведь этак застрелиться, пожалуй, пришлось бы".

Оказалось, что и женщины, сколько бы их ни было, не могут заполнить душевную пустоту героя. Как Свидригайлов ни отдалял момент самоубийства, такой исход стал для него неизбежен. И спасения ему нет, его никто не может полюбить, потому что у него мертвая душа. Со дна цинизма и отчаяния подняться еще никому не удавалось. Ни человек, ни общество, ни человечество не могут жить без цели, без идеала. Его равнодушие сильнее страха смерти. Это и есть причина гибели Свидригайлова. В самоубийстве героя реализуется нравственно-философский замысел Достоевского.

 Заключение

Думаю, трудно не согласиться с тем, что творческий дар Достоевского настолько велик и своеобразен, что полностью охватить все нюансы и подробности поведения его персонажей  просто невозможно.

 Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Слишком сильно в прошлом веке умы многих людей были подвластны теории "наполеонизма"  - возможности сильной личности повелевать над судьбами других людей.

Осуждая идеи Раскольникова, автор полностью согласен с ним в одном: человечество погрязло в грязи и пошлости, и нужно искать из этого выход. Только вот выход Достоевский видит, в отличие от своего героя, не во власти сильных и предприимчивых дельцов, не в перешагивании через судьбы людей, пусть даже во имя благих целей. Его выход - это любовь и глубокая вера в Бога. Да, человек не может быть несвободным, нельзя отнимать у него великое право быть человеком и жить по-человечески. Страшно, когда человеку некуда пойти. Но не менее страшно, когда человеку все дозволено. По Достоевскому вседозволенность ведет к аморальности и распаду всех человеческих связей. К этому выводу автор пришел долгим и трудным путем, столь же мучительно идет к осознанию истины и Раскольников.

Через страдания люди идут к преображению и очищению, это мы видим на образах дельцов-предпринимателей Лужина и Свидригайлова, которые исчерпали идею отказа от "принципов" и "идеалов" до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду - всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: "Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать".

  И все же, несмотря на тяжелый мрак, окутывающий нарисованную Достоевским в романе картину человеческого бытия, мы видим просвет в этом мраке, мы верим в нравственную силу, мужество, решимость героев найти путь и средства истинного служения людям — ведь они были и остаются "людьми”. И потому, в конце концов, со светлым чувством еще раз перелистываем страницы романа — одного из великих творений мудрого и дальновидного писателя.

Категория: ДОСТОЕВСКИЙ | Добавил: admin
Просмотров: 3294 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0