Эта элегия поражает своей простотой: в ней нет ярких и красочных
эпитетов, а есть лишь несколько метафор («лежит…мгла» и «сердце…горит») и
перифраз («печаль… светла»). Но они привычны, широко употребительны в
литературной, разговорной речи. Слова и выражения предметны, они точно
передают время, место и психологическое состояние: «на холмах Грузии»,
«ночная мгла», «мне грустно и легко», «Унынья моего Ничто не мучит, не
тревожит», «Что не любить оно не может». Но вместе они складываются в
один музыкальный образ светлой и тихой печали. Любовь, пришедшая к
поэту, от него не зависит – виновато сердце. И поэт искренне взволнован
этой способностью сердца «гореть» и «любить».
Ночному пейзажу в стихотворении соответствует незримый мир души. Оба
невидимы. Их соединяют спокойствие, умиротворение. Но состояние природы
(«ночная мгла») несходно с переживанием героя («печаль моя светла»).
Вызвано это тем, что природу созерцает наполненная любовью душа. «Сердце
горит и любит», несмотря на то, что ему нет ответа. Неразделенная
любовь вызывает контрастные настроения – грустно и легко, печаль и светла.
Обычно у поэта-романтика эти образы и мотивы служили бы выражением
разобщенности героя с возлюбленной и с миром, невозможности достижения
идеала. У Пушкина иначе: отсутствие взаимности не вносит в душу героя
разлад, не отдаляет от мира. Душа героя отдана возлюбленной, хотя она и
осталась к нему неблагосклонной («Печаль моя полна тобою, Тобой, одной
тобой…»). Любовь, даже безответная, смягчает страдание. Не отменяя ни
грусти, ни печали, она рождает новые переживания и обогащается новыми
оттенками. Поэт с некоторым удивлением замечает, что ему «грустно и
легко», «печаль» «светла», «унынье» «Ничто не мучит, не тревожит…».
Стершиеся метафоры, перифразы, эпитеты, поэтические формулы и весь
привычный элегический словарь («мгла», «унынье», «печаль», «тревожит»)
неожиданно оживают, становятся свежими, способными нести новое
эмоциональное содержание, которое закрепляется в необычных поэтических
сращениях: «грустно и легко», «печаль моя светла». Контрастные чувства
сливаются и становятся нераздельными. Поэт примирил противоречия в душе,
гармонизировал их и передал гармонические отношения героя с миром.
После Пушкина эти, казалось бы, странные сочетания стали обозначать
сложные переживания, связанные с большими чувствами, остающимися
неосуществимыми. |