На этом философско-религиозном фоне отчетливо
проступает собственная позиция Пушкина в его отношении к мирской и
духовной власти. В стихотворении «<Из Пиндемонти>» (заголовок
фиктивен) поэт отрицает систему социальных ролей и политических
институтов всех существующих в его время режимов, в которых так или
иначе закреплена зависимость человека от общества, от государства.
Раньше Пушкину было не безразлично, от кого зависеть – от царя
(самодержавие) или от народа (парламентская республика), как не
равнодушен он был относительно цензуры и хотел решать важные
государственные дела, желая быть приближенным к престолу в качестве
бескорыстного советчика и наперсника государя. Теперь все изменилось:
Пушкин пришел к выводу, что ценности, выработанные мирской властью в
разных странах и свойственные разным формам правления, одинаково чужды
коренным интересам человека. Теперь Пушкин считает, что отсутствие
политической и социальной свободы – меньшее зло, чем отсутствие свободы
личной. В этом сказалось глубокое разочарование итогами
послереволюционной эпохи и историческим развитием современной поэту
России. Мирская власть всюду и везде попирает права личности и в
сущности своей античеловечна, антигуманна, направлена на подавление
духовных устремлений личности. Пушкин вскрывает главное противоречие –
не между системами правления, а между мирской властью и человеком,
земной властью и личностью. Приемлема лишь такая власть, которая положит
принцип человечности, принцип гуманности в основу идеи государства и в
основу политики. Не человек ради государства, а государство ради
человека. В основе политики должны лежать сущностные интересы личности
(человек – цель политики).
В соответствии с этой «программой» выстраиваются истинные
гуманистические ценности и называются подлинные права личности: свобода
мыслей и переживаний, независимость суждений, бескорыстие и презрение к
искательству чинов и наград, возможность вольного странствования,
беспрепятственного общения с природой и наслаждение искусством. Главное
во всей «программе» – полная личная независимость и полная духовная
свобода, наслаждение богатствами природы и созданиями человеческого
духа. Именно эти права личности должна обеспечить мирская власть. Было
бы неосторожно и неверно предполагать, что Пушкин имел в виду
индивидуалистическое отчуждение личности от общества и анархическое
своеволие как принцип ее поведения. Речь в стихотворении идет об
истинных и положительных ценностях общечеловеческого масштаба и
значения. Если мирская власть станет человечной, гуманной, то и у
человека отпадает желание отгородиться от такой власти и быть ей чуждым,
а равно и противопоставить обществу личную свободу. |