К 1826–1830 годам относятся первые обращения Пушкина к прозе.
«Арап Петра Великого» (1827–1829). Название этого
неоконченного исторического романа Пушкину также не принадлежит и дано
редакторами. Как ясно из заглавия, он связан с темой Петра I и с
«семейственными преданиями». Обращение Пушкина к исторической прозе было
предопределено ее успехами в европейской (Вальтер Скотт и другие
романисты) и в русской литературе (М. Загоскин, И. Лажечников и др.).
Кроме того, как говорил Пушкин, «лета к суровой прозе клонят».
Друг Пушкина А.Н. Вульф писал: «Главной завязкой этого романа будет
неверность жены сего арапа, которая родила ему белого ребенка и за то
была посажена в монастырь». В романе развернуты контрастные сцены –
«парижские» и «русские», черты «старого» и «нового» быта. Личность
главного героя определяет историческое время с его настоятельной
потребностью в преобразованиях: Ибрагим становится на сторону Петра I и
оказывается в числе преобразователей-патриотов, в которых Россия
испытывает острую нужду. Для «огромной мастерской», какую представляла
собой Россия, нужны были наделенные природным умом и образованные
работники. Одним из них и стал Ибрагим, отправленный Петром Великим во
Францию. Возвращаясь из Франции в Петербург, Ибрагим сравнивает Россию с
Францией и делает выбор в пользу России и ее социально-культурного
уклада. Франция в его глазах – «общий вихрь» «веселых забав», тогда как
Россия – мастерская, где «каждый работник, подчиненный общему порядку,
занят своим делом». Отчетливо противопоставлены герцог Орлеанский,
жаждущий наслаждений и пребывающий в растерянности, и Петр I, государь
«Высокой души», «вечный работник на троне».
«Арап Петра Великого» и углубление понятия о художественном историзме. Художественный историзм Пушкина в новом романе по сравнению с «Борисом Годуновым» заметно вырос и дополнился новыми качествами.
Художественный историзм – это не буквально следование историческим
фактам, а вымысел, основанный, как учил Вальтер Скотт, на угадывании
примет исторической действительности. Следовательно, художественный
историзм не сводится к фактографии, которая может даже уводить от
историзма в сторону. Например, Пушкин придумывает сцену, в которой
возвращающийся Ибрагим встречает близ Петербурга царя. Петр I выехал
навстречу своему крестнику. В истории такого эпизода не зафиксировано,
но он, как верно писал Вяземский, мог быть. Историческое и
психологическое объяснение этому поступку Петра Великого очевидно: он
гордится построенным городом, его «прошпектами», Невой, кораблями на ней
и хочет сам показать своему любимцу достигнутые успехи. Понятно, почему
он нетерпелив и горяч. Эта сцена означает, что художественный историзм
предполагает конкретно-психологическую мотивировку того или иного
поступка в духе атмосферы, характеризующей эпоху. Другим прозаическим произведением Пушкина, написанным в жанре путешествия-очерка было «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», начатое
в 1829 г., а законченное в 1835 г. 1 мая 1829 г. Пушкин самовольно
отправился на Кавказ в действующую армию к местам русско-турецкой войны.
На протяжении всей поездки Пушкин ведет записи, которые потом легли в
основу его произведения. Первоначальный замысел – рассказать о
путешествии – дополнился впоследствии, по предположению Ю.Н. Тынянова,
намерением дать ответ на книгу путешествий французского дипломатического
агента Виктора Фонтанье. Текст «Путешествия в Арзрум…» состоит из
предисловия, пяти глав, приложения, включающего «Заметку о секте езидов»
и «Маршрут от Тифлиса до Арзрума». Произведение написано в свободном
стиле, с подробным описанием встреченных мест, событий, людей. Одно из
самых ценных свидетельств – описание встречи гроба с телом Грибоедова,
которая навела Пушкина на воспоминания и оценку всей деятельности автора
«Горя от ума».
Период 1826 – первой половины 1830 г. ознаменовался в лирике
увеличением числа стихотворений философского характера. Пушкин продолжил
спор с философско-эстетическими идеями Просвещения, углубил
романтическое представление о поэте-избраннике, внеся в него поправки,
делающие образ поэта более «простым» и земным. Основным жанром лирики
остается элегия, главные признаки которой – гармония противоречивых
чувств и живая, разговорная интонация неторопливого раздумья. Она
создается путем совмещения различных стилей. Элегия все больше
превращается в стихотворение свободной формы, независимое от каких-либо
регламентаций и правил. Такая тенденция свойственна и другим жанрам. Это
означает, что Пушкин получил возможность свободно, не оглядываясь на
тему, устаревшие жанровые приличия, выражать свой внутренний мир. Стиль
лирики также становится проще и теряет книжную, литературную
перифрастичность. Вместе с тем Пушкин тонко чувствует заложенные в жанре
возможности, опирается на них и заново вызывает к жизни, освежая свой
жанровый и стилистический арсенал. По этому пути он пойдет и в
дальнейшем.
В этот период Пушкин впрямую обращается к прозе, намечая переход к
ней в последующие годы. В прозе и в поэмах вызревают новые социальные и
философские идеи, формируется новый (одни исследователи назовут его универсальным, другие – онтологическим, третьи – реалистическим) стиль будущих поэтических и прозаических произведений. |