В 1841 г., после
перлюстрации одного письма Герцена, его вновь высылают из Москвы – на этот раз
в Новгород. Вторая ссылка была много короче первой, длилась всего год, но
именно в Новгороде происходит новый, очень существенный скачок в духовной
эволюции Герцена. Он знакомится с книгой Л. Фейербаха «Сущность
христианства», в которой находит для себя убедительные доказательства
необходимости, законности и естественности атеистического взгляда на мир, к
возможности которого, под влиянием общения с А. А. Яковлевым, он
склонялся и прежде. Фейербах заставил Герцена усомниться не только в идее Бога
и бессмертия души, но и в идее божественного Провидения, управляющего судьбами
людей и народов. Теперь Герцен считает, что никто извне не гарантирует человеку
возможности обретения когда-нибудь в будущем счастливого, духовно наполненного
существования – Царства Божия, ни на небе, ни на земле. Человек должен со
смирением признать, что он – часть слепых, хаотически-бессмысленных
материальных процессов, происходящих в природе, и быть благодарным науке за то,
что, открыв его трагическое положение в мире, она ставит его лицом к лицу с
этой печальной истиной, разоблачая всякие попытки убежать от нее в туман
метафизических грез и религиозных обольщений. Однако, по Фейербаху, далеко не
все так безнадежно: поскольку, с его точки зрения, человеческая вера в Бога
основана на отчуждении в умозрительное
пространство духа внутренней – нравственной и доброй – силы самого
человека, постольку задача последнего заключается в том, чтобы, отрекшись от
веры в отвлеченную божественность, вернуть себе свое же и тем самым стать
по-новому сильным, уверенным в себе существом, обладающим всеми теми
достоинствами и добродетелями, всей той мощью, которые он раньше ошибочно
приписывал богам. Отсюда Герцен делает вывод о том, что, лишенный верховного
божественного Смысла, человек отныне может и должен сам вносить свой
человеческий смысл в хаотическое «брожение» природных элементов, преобразуя и
организуя их в соответствии со стоящей перед ним целью. Следовательно, высшее
предназначение человека – это активное, энергичное действие, направленное на
преобразование несовершенной действительности. Неспособный преодолеть смерть,
человек, по крайней мере, может улучшить, усовершенствовать существующее
общественное устройство, примиряться с которым он, обладающий силой и разумом,
равными тем, какими в его представлении обладали боги, не имеет никакого права.
Подобную эволюцию
приблизительно в это же время пережили многие современники Герцена:
Н. П. Огарев, В. П. Боткин, В. Г. Белинский,
М. А. Бакунин. В начале 1840-х годов Белинский и несколько позже
Бакунин отрекаются от гегелевской идеи «примирения с действительностью» и
провозглашают так называемый «критический субъективизм» – систему
представлений, согласно которой человек, исходя из своего собственно человеческого
или «субъективного» (а не сверхчеловеческого, божественного или отвлеченно –
«объективного») видения, подвергает критической оценке все, с чем ему
приходится сталкиваться в окружающем мире. Такая философская позиция быстро
обретает ярко выраженную социально-политическую направленность. Еще в конце
1830-х яростно защищавший в споре с Герценом монархию Николая I, Белинский
теперь становится столь же яростным ее противником и из стана
монархистов-консерваторов переходит в стан западников-либералов. Вокруг
Белинского в первой половине 1840-х годов складывается кружок его
последователей и единомышленников, к которому примыкает и Герцен. Для всех
западников круга Белинского – В. П. Боткина,
Т. Н. Грановского, К. Д. Кавелина,
П. В. Анненкова и других – характерно уважение к европейской
культуре, как к эталону общечеловеческих духовных ценностей, и
противопоставление ей России как страны, еще не достигшей уровня зрелости
европейских государств ни в культурном, ни в нравственном, ни в социальном, ни
в политическом отношении. Особенно беспокоила русских либеральных западников
политическая отсталость России, в которой нет ни парламента, ни конституции, ни
свободы слова, в которой подавляющее большинство населения – крестьянство,
пребывающее в силу крепостного права в полнейшей зависимости от
господ-помещиков и не пользующееся даже теми относительными свободами, какими
пользуются крестьяне в Европе. Западники – и энергичнее всех опять-таки
Белинский – проповедовали также отказ от традиционно философского, спекулятивно-метафизического
мировоззрения, свойственного классической немецкой философии, во имя научного, аналитически-эмпирического
подхода к действительности, который в Европе, главным образом во Франции,
активно развивали и пропагандировали ученые-естественники и
философы-позитивисты О. Конт и его последователи. Параллельно шла борьба с
романтическим мироощущением как неадекватным, с одной стороны, научному, с
другой – обыденному, трезво-реалистическому, основанному на здравом смысле
взгляду на мир. Глубоко архаической, не отвечающей запросам современного
человека и романтической по духу и происхождению считали западники и
историософскую доктрину своих главных оппонентов – славянофилов:
А. С. Хомякова, И.В. и П. В. Киреевских, К.С.
и И. С. Аксаковых, Ю. Ф. Самарина, отстаивавших
самобытный, отличный от европейского путь развития России и считавших
перспективной для ее духовного возрождения ориентацию на культурные образцы
допетровской Руси и, в особенности, на православную веру как первое по важности
условие единства и стабильности русского общества. Герцену импонировала
оппозиционная настроенность славянофилов по отношению к николаевской монархии,
которую они не считали органично русской. Но, как и прочих западников, их не
устраивала апология традиционного религиозного мироощущения, враждебность
европейской науке и нападки на разделяемый всеми западниками идеал свободомыслящей, независимой личности,
которому славянофилы противопоставляли идущий из древности идеал крестьянской общины, где личность,
независимость которой они приравнивали к гордости, растворяется в некоем общем
коллективном начале, тем самым спасая себя от соблазнов индивидуализма. В
поддержку западнической системы воззрений Герцен пишет два цикла
публицистических очерков: «Дилетантизм в науке» (1843) и «Письма об изучении
природы» (1845), в которых дает бой отвлеченной, оторванной от жизни философии
и романтизму во всех его разновидностях и проявлениях и доказывает
необходимость переключения на открытые жизни эмпирические науки и опирающуюся на
них новую философию, оперирующую чисто человеческими, т. е. «земными», а
не «небесными» представлениями об идеале.
Эстетическим выражением
идей западников в 1840-е годы становится «натуральное», или реалистическое,
направление, возглавляемое Белинским, сплотившим вокруг себя литераторов
молодого поколения – Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева,
Д. В. Григоровича, И. А. Гончарова,
Ф. М. Достоевского и других, – и получившее название натуральной школы. Одной из главных
задач нового направления была борьба с романтической системой ценностей как не
отвечающей духу времени и современному уровню знаний о природе и человеческом
обществе. Романтическим мировоззренческим установкам в произведениях
натуральной школы противопоставлялась так называемая «действительность». Существовало
два основных способа художественного изображения последней. Первый способ – это
изображение обыденной, бытовой, повседневной действительности как некой
«позитивной» ценности, достойной эстетического любования, – линия,
получившая развитие в «Обыкновенной истории» (1847) Гончарова и отчасти в
«Записках охотника» (1847–1852) Тургенева. Второй способ – изображение реальной
действительности в ее «негативном» аспекте, когда на первый план выдвигались ее
грубые, низкие стороны, призванные обличать социальное неблагополучие
окружающей жизни, – линия, идущая от Гоголя, названного Белинским «отцом
натуральной школы», и нашедшая наиболее яркое воплощение в сборнике «Физиология
Петербурга» (включавшем остро социальные и подчеркнуто натуралистические очерки
Некрасова, Григоровича, Даля о жизни представителей «городского дна»; 1845), в
лирике Некрасова 1840-х годов, в повестях Григоровича «Деревня» (1846) и «Антон
Горемыка» (1847) и в романе Достоевского «Бедные люди» (1846).
|