Михаил Михайлович Пришвин старше Ремизова: он родился в 1873 г. Но лучшие
его вещи написаны под несомненным влиянием более молодого писателя. В литературе
Пришвин начал с этнографии.
Первые его две книги В краю непуганных птиц
(1907) и За волшебным колобком (1908) – отчеты о его путешествиях
по северной России, содержащие ценный материал для изучения очень своеобразной
крестьянской цивилизации в краю между Онежским озером и Белым морем, а также
быта и нравов моряков-североморцев. Изучение этого быта показало Пришвину
ценность и оригинальность необразованного русского человека и
«нелатинизированного» русского языка.
Даже познакомившись с Ремизовым, Пришвин
не отдался целиком литературе, и большая часть написанного им оставалась
«гражданской» и «общественно-полезной» описательной журналистикой. Только
качество его русского языка ставит эти вещи выше общего уровня подобных
писаний. Но перед войной Пришвин написал несколько рассказов, доставивших ему
почетное место среди писателей-художников. Эти рассказы о провинциальной жизни,
свободные от социальных забот и пропитанные крепкими, кисловатыми запахами
лесной почвы его родной Смоленской губернии.
Большей частью это рассказы об
охоте и о жизни животных, жизни, общей с природой. Один из этих рассказов –
Крутоярский зверь (1913) – бесспорный шедевр, лучший рассказ о
животных на русском языке. За один этот рассказ Пришвин должен быть признан
классиком. Это рассказ о помещике-охотнике Павлике Верхне-Бродском и его
сеттере Лэди. Ремизовский провинциальный фон только рамка для стихийной силы
природы – борьбы за самку, – которая и является основной темой
рассказа.
После революции Пришвин опубликовал одну книгу – Курымушка
(1924), по всей видимости, автобиографию. Это очень хорошая книга, полная
восхитительных эпизодов с подлинной атмосферой детства. Сюжет первой части
очень похож на Котика Летаева – постепенное формирование детского
мира как процесс объяснения слов, – но до чего же манера Пришвина
отличается от манеры Андрея Белого! Особенно замечательна в книге ее крайняя
простота и отсутствие претензий, столь непохожие на общее направление русской
литературы.
Другой писатель без претензий, находящийся под влиянием
Ремизова, – Иван Соколов-Микитов, чьи «сказки» и рассказы, написанные
замечательным, чистым и характерным русским языком, дышат подлинным,
неподдельным духом фольклора.
|