1. Прочтите раздел учебника «Труд самовоспитания». Используя
материал этого раздела и рекомендованную учителем дополнительную литературу,
составьте рассказ о детстве и юности Чехова. Обратите внимание на следующие
вопросы: Какое влияние на Чехова оказала русская классическая литература?
Какие черты характера унаследовал Чехов от своих родителей, дедов и прадедов по
материнской и отцовской линии? Какие впечатления детских лет оказали влияние на
его личность и художественный талант? Что отличало Чехова от его братьев? Какое
влияние на творчество Чехова оказала учеба на медицинском факультете
Московского университета и последующая практика врача?
2. Прочтите раздел учебника «Ранний период творчества
Чехова». Используя собственные примеры из прочитанных вами рассказов писателя
первой половины 80-х годов, дайте характеристику чеховской юмористической
прозы. При подготовке ответьте на такие вопросы: Чем отличаются ранние
чеховские рассказы от юмористической беллетристики его современников? Каковы
особенности юмора раннего Чехова?
3. Подготовьте рассказ «В поисках живой души». Составьте
развернутый его план, опираясь на раздел учебника «Творчество Чехова второй
половины 80-х годов». Проиллюстрируйте основные направления поисков Чехова
этого периода собственными примерами из прочитанных вами рассказов.
4. Объясните, почему Чехов предпринял путешествие на
остров Сахалин? На примере целостного анализа рассказа Чехова «Студент»
покажите, что нового появилось в художественном мироощущении Чехова после этого
героического путешествия.
5. Какие новые мотивы появляются в зрелом творчестве
писателя 90-х – начала 900-х годов? В чем заключается смысл афоризма одного из
героев Чехова этого периода – «никто не знает настоящей правды»? В чем своеобразие обращения Чехова к типичным
для литературной традиции его предшественников общественным проблемам?
6. На материале анализа «Человека в футляре» покажите,
какие перемены произошли в реализме позднего Чехова (при подготовке используйте
главку учебника «Маленькая трилогия»).
7. Как удается Чехову историю всей жизни человека,
являвшуюся предметом романа, передать в тесных пределах короткого рассказа?
Попытайтесь ответить на этот вопрос, прочитав главку учебника «От Старцева к
Ионычу». Покажите из собственных наблюдений над текстом, как через краткую, но
ёмкую художественную деталь Чехов передаёт богатое жизненное содержание.
8. Что нового внес Чехов 90-х годов в изображение
народной жизни (повести «Мужики» и «В овраге») по сравнению с литературной
традицией предшественников? Какие оптимистические ноты, пробивающие серые
будни и бездуховность деревенского существования, зазвучали в этих рассказах?
9. На основе раздела учебника «Особенности художественного
мироощущения Чехова» с привлечением собственных примеров из знакомых вам
произведений писателя подготовьте сообщение о своеобразии его коротких
рассказов. Постарайтесь дать ответы на следующие вопросы: Как повлияла на
мироощущение Чехова эпоха 80-х годов? Каковы существенные особенности
чеховского реализма?
10. Перечитайте раздел учебника «Общая характеристика
«новой драмы». Используйте общие положения этого раздела конкретным анализом
пьесы Чехова, прочитанной вами.
11. Составьте план ответа на вопрос об исторических
истоках новой драмы Чехова. При подготовке используйте соответствующий раздел
учебника.
12. Используя материал учебника и анализ лирической
комедии «Вишневый сад», сделанный на уроках или самостоятельно, подготовьте
целостный разбор этой пьесы, предполагающий ответы на следующие вопросы: В чем
жанровое своеобразие «Вишневого сада»? Как достигает Чехов двойственного
освещения всех действующих лиц пьесы и какой смысл имеет у него этот
художественный прием? Что привлекает и что настораживает вас в старых хозяевах
вишневого сада? Можно ли видеть в Лопахине истинного хозяина жизни? Почему
оптимистические речи Пети и Ани не вызывают читательского и зрительского
доверия? Какой глубинный, внутренний конфликт, переживаемый всеми героями без
исключения, приглушает их борьбу за вишневый сад?
Дополнительные вопросы и задания по творчеству Чехова на
профильном уровне:
1. Покажите, как переосмысливает Чехов традиционные темы,
образы и сюжетные мотивы русской классической литературы( Чехов и Гоголь, Чехов
и Салтыков-Щедрин)?
2. Анализируя перемены в творчестве Чехова второй
половины 80-х годов, объясните, почему Чехову не удается написать роман, в чём
своеобразие народной темы в рассказах Чехова этой поры, почему Чехова привлекает
мироощущение ребенка, в каких группах рассказов наиболее ощутимо влияние на
Чехова творчества Толстого?
3. Прочтите раздел учебника «Рассказы о людях, претендующих
на знание настоящей правды» и подготовьте развернутый анализ «Дома с мезонином»,
сосредоточив внимание на следующих вопросах: Как относился Чехов к идеям
либеральных народников? Какие две общественные позиции сталкиваются в повести
«Дом с мезонином»? Кто их представляет? Охарактеризуйте художника и Лиду
Волчанинову. В чём символический смысл финальной фразы повести: «Мисюсь, где
ты?»
4. Используя раздел учебника «Трагедия доктора
Рагина» и собственные наблюдения над художественным текстом, подготовьте
анализ чеховского рассказа «Палата № 6». Обратите внимание на следующие
вопросы: Образ сторожа Никиты –
реальность или символ? В чём причина болезни Громова? В чём смысл
противопоставления Рагина и Громова? (Проанализируйте их беседы). Как вы
прокомментируете оценку чеховского рассказа «Палата № 6», данную Лесковым?
5. Подготовьте сообщение на тему «В чём трагедия доктора
Дымова?» (по рассказу «Попрыгунья»).
6. Используя самостоятельно подобранную дополнительную
литературу по творчеству Чехова, подготовьте сочинение на тему «Любовь изменила их обоих» (по рассказу «Дама
с собачкой»).
7. Дайте целостный анализ «маленькой трилогии» Чехова,
обращая внимание на следующие вопросы:
Как осуществляется связь рассказов в «маленькой трилогии»?. Какие темы
затрагивает А. П. Чехов в «маленькой трилогии»? Как вы понимаете выражение «футлярность»
существования? Герой какого рассказа трилогии напоминает персонажей
Салтыкова-Щедрина? В чём их сходство? Почему пугливый Беликов держал в течение
15 лет в страхе и гимназию, и весь город? Что такое «беликовщина»? Исчезает ли
«беликовщина» со смертью учителя греческого языка? Чем сходны образы Беликова и
Чимши-Гималайского? В чем А. П. Чехов видит основу зла в своих рассказах? Что
смешного и что трагичного находите вы в «маленькой трилогии»? Какие герои в
ней счастливы, а какие несчастны? Любит ли автор своих счастливых героев? В чём особенности композиции «маленькой
трилогии»?
8. Прочтите главку учебника «Особенности поэтики
новой драмы». Запишите в тетради основные признаки, отличающие чеховскую драму
от классической русской и европейской драмы. Подготовьте ответ на этот вопрос,
привлекая собственные примеры из прочитанных вами пьес Чехова. Подтвердите
общую характеристику четырехактной композиции пьес конкретными примерами
целостного анализа пьесы Чехова (по выбору). |